Должностная инструкция мастера производственного обучения (ПС "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования") - APFIA.RU
Меню Закрыть

Должностная инструкция мастера производственного обучения (ПС «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»)

Должностная инструкция мастера производственного обучения

(профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»)

 

1. Общие положения

1.1. Мастер производственного обучения относится к категории руководителей.
1.2. На должность мастера производственного обучения принимается лицо:
1) имеющее среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;
2) имеющее дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональную переподготовку, направленность (профиль) которой соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;
3) имеющее дополнительное профессиональное педагогическое образование в области профессионального обучения (при отсутствии педагогического образования), освоившее дополнительную профессиональную программу после трудоустройства;
4) прошедшее обучение по ДПП — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года (для преподавания по основным программам профессионального образования);
5) прошедшее обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности (не реже одного раза в три года);
6) имеющее опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.
7) имеющее уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы.
1.3. К работе, указанной в п. 1.2 настоящей инструкции, допускается лицо:
1) прошедшее в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
2) не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
3) прошедшее обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) прошедшее в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестацию на соответствие занимаемой должности.
1.4. Мастер производственного обучения должен знать:
1) основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения, и (или) профессионального образования, и (или) ДПП;
2) основы законодательства об образовании Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения, и (или) профессионального образования, и (или) ДПО, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных);
3) локальные акты по организации образовательного процесса и работы учебно-производственной мастерской (иного места занятий);
4) основы организации и методику профессионального обучения, современные технологии практического обучения;
5) требования ФГОС, примерных (типовых) программ (при наличии) и рабочих программ к практической подготовке по профессии, содержание соответствующих учебников, учебных пособий;
6) особенности организации труда, современные производственные технологии, производственное оборудование и правила его эксплуатации, правовую и нормативную документацию по профессии, нормы времени на выполнение технологических операций (при наличии);
7) возрастные особенности обучающихся, особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения;
8) особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья);
9) возрастные особенности обучающихся, стадии профессионального развития; особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения;
10) педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности в процессе практического обучения рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих);
11) психолого-педагогические основы и методику применения в процессе практического обучения рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих) технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий;
12) требования, предъявляемые профессией к человеку, набор медицинских и иных противопоказаний при выборе профессии, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии, возможности и перспективы карьерного роста по профессии;
13) эффективные приемы общения и организации деятельности в процессе практики (практического обучения), ориентированные на поддержку профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития обучающихся; методику построения беседы с обучающимися, обучающимися и их родителями (законными представителями) по данным вопросам;
14) педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебно-производственной мастерской в соответствии с ее предназначением и характером реализуемых программ;
15) меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством;
16) современные подходы к контролю и оценке результатов освоения профессии (квалификации);
17) методику разработки и применения оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания освоения профессии (квалификации);
18) нормы педагогической этики, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий;
19) теорию и практику практического обучения по соответствующим профессиям, в том числе зарубежные исследования, разработки и опыт;
20) требования профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик по соответствующему виду профессиональной деятельности;
21) требования к программно-методическому обеспечению практического обучения;
22) требования к современным учебникам, учебным и учебно-методическим пособиям, электронным образовательным ресурсам и иным методическим материалам в области практического обучения;
23) локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные;
24) современное состояние соответствующей профессиональной деятельности;
25) основные источники и методы поиска информации, необходимой для разработки программно-методического обеспечения;
26) возможности использования информационно-коммуникационных технологий для ведения документации;
27) порядок ведения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и порядке его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам;
28) требования охраны труда при организации деятельности обучающихся на учебной и производственной практике (практическом обучении) по освоению профессии рабочего, должности служащего в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации;
29) Правила внутреннего трудового распорядка;
30) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
31) ……….. (другие требования к необходимым знаниям)
1.5. Мастер производственного обучения должен уметь:
1) выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися на учебной и производственной практике (в процессе практического обучения): решение профессиональных задач, выполнение отдельных трудовых функций, технологических операций и отдельных приемов технологических операций;
2) устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучающимися, создавать условия для воспитания и развития обучающихся, мотивировать их деятельность по освоению профессии, привлекать к целеполаганию, обучать самоорганизации и самоконтролю;
3) использовать средства педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся, проводить консультации по этим вопросам на основе наблюдения за освоением обучающимся профессиональной компетенции в процессе прохождения учебной и производственной практики (практической подготовки);
4) разрабатывать мероприятия по модернизации материально-технической базы учебно-производственной мастерской (иного места занятий), выбирать учебное оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом:
— требований ФГОС и (или) задач обучения, воспитания и развития обучающихся;
— особенностей отрасли (профессиональной деятельности);
— современных требований к учебно-производственному оборудованию;
5) использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом:
— специфики осваиваемой профессии;
— задач занятия (цикла занятий);
— возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья — также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);
— стадии профессионального развития;
— возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания;
6) проводить проверку исправности технологического оборудования, количественную и качественную проверку поступающих материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий), составлять заявки на техническое обслуживание и ремонт учебно-производственного оборудования, контролировать качество выполнения работ;
7) согласовывать все виды работ на практике, результаты и объекты практики (практической подготовки) с работодателями (руководителями практики от организации);
8) организовывать выполнение работ (услуг) и контроль их качества в соответствии с требованиями технической документации и нормами времени на выполнение соответствующих работ; проводить количественную и качественную приемку готовой продукции (услуги), вести индивидуальный учет производительности труда, продукции, сданной с первого предъявления; планировать улучшение качества продукции (услуг) (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля));
9) контролировать и оценивать готовность обучающихся к занятию, работу, выполняемую ими, оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения в освоении профессии, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания;
10) обеспечивать на занятиях порядок и сознательную дисциплину, проводить инструктаж по охране труда, контролировать санитарно-бытовые условия выполнение правил пожарной безопасности, электробезопасности, применять средства пожаротушения и средства индивидуальной защиты; анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью обучающихся в учебно-производственной мастерской;
11) знакомить обучающихся с опытом успешных профессионалов, работающих в осваиваемой сфере профессиональной деятельности, и (или) корпоративной культурой организаций-партнеров;
12) разрабатывать задания, участвовать в работе оценочных комиссий, готовить обучающихся по программам профессионального образования к участию в конкурсах профессионального мастерства и аналогичных мероприятиях (в зависимости от преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля));
13) консультировать обучающихся по программам профессионального образования и их родителей (законных представителей) и (или) обучающихся по программам профессионального обучения по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации;
14) анализировать проведение занятий на учебной практике, организацию производственной практики (практического обучения), вносить коррективы в рабочую программу, план практической подготовки, образовательные технологии, собственную профессиональную деятельность;
15) соблюдать процедуры оценивания, взаимодействовать с представителями организации, на базе которой проходит практика, и (или) представителями работодателей при проведении аттестации;
16) использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения квалификации (компетенций), применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания:
— соблюдать предусмотренную процедуру контроля и методику оценки квалификации (компетенций);
— соблюдать нормы педагогической этики, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания;
— корректно интерпретировать результаты контроля и оценки квалификации (компетенций);
17) анализировать применение выбранных форм и методов педагогической диагностики, оценочных средств, разрабатывать и представлять предложения по совершенствованию аттестации обучающихся и выпускников;
18) анализировать примерные (типовые) программы (при наличии), оценивать и выбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы и иные материалы, разрабатывать и обновлять рабочие программы (разделы программ), планы занятий (циклов занятий), оценочные средства и другие методические материалы по практической подготовке (самостоятельно или совместно с преподавателем(-ями)) с учетом:
— порядка, установленного законодательством Российской Федерации об образовании;
— требований ФГОС (для программ профессионального образования), профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик, запросов работодателей;
— развития соответствующей области профессиональной деятельности, требований рынка труда;
— образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития;
— возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья — также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);
— роли практической подготовки в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС и (или) образовательной программой;
— возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания;
— современного развития технических средств обучения, образовательных технологий;
19) взаимодействовать с преподавателем профессионального модуля или преподавателями смежных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) при разработке программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса, обсуждать разрабатываемые документы;
20) вести на бумажных и электронных носителях учебную, планирующую документацию, документацию учебной мастерской (иного места занятий), в том числе журналы инструктажа обучающихся по охране труда;
21) вести учет выпущенной обучающимися продукции и (или) использованных материалов и ресурсов;
22) создавать отчетные (отчетно-аналитические) материалы;
23) заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами; предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц;
24) обрабатывать персональные данные с соблюдением законодательства Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные;
25) соблюдать требования охраны труда;
26)……….. (другие навыки и умения)
1.6. Мастер производственного обучения в своей деятельности руководствуется:
1) ……….. (наименование учредительного документа)
2) Положением о ……….. (наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) ……….. (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)
1.7. Мастер производственного обучения подчиняется непосредственно ………..
(наименование должности руководителя)
1.8. ……….. (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности:
1) организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
2) педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся;
3) разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса.
2.2. ……….. (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Мастер производственного обучения исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет формирование в учебно-производственной мастерской (на полигоне, площадке, в лаборатории, ином месте занятий) образовательно-производственной среды, разработку мероприятий по модернизации их оснащения;
2) осуществляет организацию и проведение учебной и (или) производственной практики (практического обучения);
3) консультирует обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции в процессе прохождения учебной и производственной практики (практической подготовки);
4) осуществляет текущий контроль, оценку динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе учебной и производственной практики (практического обучения).
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет оценку:
— полноты и своевременности выполнения обучающимися задания на практику и (или) результатов освоения компетенций в период прохождения практики (практического обучения);
— освоения программы профессионального модуля (учебного предмета, курса, дисциплины, иного компонента программы, обеспечивающего освоение квалификации рабочего, служащего) в части практической подготовки при проведении промежуточной аттестации в составе экзаменационной комиссии;
— освоения образовательной программы при проведении итоговой (государственной итоговой) аттестации в составе экзаменационной комиссии.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет разработку и обновление основных программ профессионального обучения и (или) рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основных программ профессионального обучения, обеспечивающих практическую подготовку, и (или) программ практики, обеспечивающей освоение квалификации рабочего, служащего, основных профессиональных образовательных программ;
2) осуществляет разработку и обновление учебно-методического обеспечения профессионального обучения и (или) программ учебной и производственной практики (практического обучения);
3) планирует занятия и (или) учебную практику (практическое обучение): разрабатывает и обновляет планы, технологические карты, сценарии занятий по освоению профессии рабочего, должности служащего;
4) ведет документацию, обеспечивающую учебно-производственный процесс.
3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.5. ……….. (другие обязанности)
3.2. ……….. (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

4.1. Мастер производственного обучения имеет право:
4.1.1. Знакомиться с проектами решений директора организации, касающихся исполняемых обязанностей.
4.1.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.1.3. Инициировать и проводить совещания по производственно-хозяйственным и финансово-экономическим вопросам.
4.1.4. Запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию, документы.
4.1.5. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.
4.1.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.1.7. Вносить на рассмотрение руководства организации представления о приеме, перемещении и увольнении работников, о поощрении отличившихся работников и о применении дисциплинарных взысканий к работникам, нарушающим трудовую и производственную дисциплину.
4.1.8. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4.2. ……….. (другие права)

5. Ответственность

5.1. Мастер производственного обучения привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
— правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ……….. (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 N 608н, с учетом ……….. (реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……….. (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом) 
6.3. ……….. (другие заключительные положения)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *