Должностная инструкция аудитора-методолога <1>
(или: методолога, старшего (ведущего) методолога)
(профессиональный стандарт «Аудитор»)
1. Общие положения
1.1. Аудитор-методолог относится к категории специалистов.
1.2. На должность аудитора-методолога принимается лицо:
1) имеющее высшее образование — специалитет, магистратура;
2) имеющее дополнительное профессиональное образование в области аудиторской деятельности, необходимое для сдачи экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора;
3) имеющее дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации (в том числе необходимым для проведения аудита в специфических областях);
4) имеющее опыт работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности не менее пяти лет; из них не менее трех лет — в аудиторской организации.
1.3. К работе в должности аудитора-методолога (или: методолога, старшего (ведущего) методолога) допускается лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора и членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов (при оказании аудиторских услуг).
1.4. Аудитор-методолог должен знать:
1) законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности, федеральные стандарты аудиторской деятельности, информационные технологии и компьютерные системы в аудиторской деятельности;
2) Кодекс профессиональной этики аудиторов и правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;
3) законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, стандарты бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, международные стандарты финансовой отчетности, информационные технологии и компьютерные системы в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
4) гражданское законодательство Российской Федерации, трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о социальном страховании и обеспечении, корпоративном управлении;
5) налоговое законодательство Российской Федерации;
6) финансы, финансовый анализ, основы финансового менеджмента;
7) управление рисками хозяйственной деятельности организации;
8) организацию и осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита;
9) практику применения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, о бухгалтерском учете, о социальном страховании и обеспечении и корпоративном управлении, налогового, гражданского, трудового законодательства Российской Федерации;
10) методы поиска, отбора, анализа и систематизации информации;
11) этику делового общения, осуществление коммуникаций, корпоративную этику, включая методы разрешения конфликтов;
12) основы делопроизводства;
13) передовой российский и зарубежный опыт в области аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и оказания сопутствующих аудиту услуг, включая международные стандарты аудита, в области бухгалтерского учета и отчетности, включая международные стандарты финансовой отчетности (в зависимости от специализации, направлений деятельности), прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, а также в области противодействия коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;
14) законодательство, теория и практика по направлениям обучения и отдельным вопросам в соответствии с потребностями аудиторской организации (в пределах своей компетенции);
15) основы методики преподавания, виды и приемы современных педагогических технологий;
16) основы безопасной работы с компьютерной техникой и информационно-коммуникационными сетями в целях защиты информации;
17) внутренние организационно-распорядительные документы аудиторской организации, регламентирующие аудиторскую деятельность в организации;
18) Правила внутреннего трудового распорядка организации;
19) требования охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;
20) _________________________________________.
(другие требования к необходимым знаниям)
1.5. Аудитор-методолог должен уметь:
1) анализировать, толковать и систематизировать нормы и требования нормативных правовых актов по аудиторской деятельности, российский и зарубежный опыт разработки внутренних организационно-распорядительных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность в организации;
2) подготавливать четкие, понятные и грамотно сформулированные внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие аудиторскую деятельность в организации, разрабатывать понятные и применимые на практике шаблоны рабочих документов применительно к деятельности конкретной аудиторской организации;
3) разъяснять работникам требования внутренних организационно-распорядительных документов аудиторской организации, регламентирующих аудиторскую деятельность в организации, вырабатывать рекомендации по их применению;
4) проводить внутренние семинары и подготавливать сообщения по вопросам методологии аудиторской деятельности и применения внутренних организационно-распорядительных документов аудиторской организации, регламентирующих аудиторскую деятельность в организации, и материалы к ним;
5) собирать информацию, анализировать и обобщать результаты применения на практике внутренних организационно-распорядительных документов аудиторской организации, регламентирующих аудиторскую деятельность в организации;
6) работать с компьютером и офисной оргтехникой, с программными продуктами для создания шаблонов рабочих документов и других документов, со справочными правовыми системами;
7) анализировать нормы и требования нормативных правовых актов по аудиторской деятельности, российский и зарубежный опыт их применения;
8) систематизировать информацию, содержащуюся в нормативных правовых актах по аудиторской деятельности, российский и зарубежный опыт их применения;
9) объяснять нормы и требования нормативных правовых актов по аудиторской деятельности;
10) вырабатывать рекомендации по применению нормативных правовых актов по аудиторской деятельности в ходе выполнения аудиторского задания;
11) подготавливать внутренние семинары и сообщения по вопросам применения нормативных правовых актов по аудиторской деятельности и материалы к ним;
12) анализировать, толковать и систематизировать различные виды информации в соответствии с направлениями обучения;
13) объяснять в доступной форме положения внутренних организационно-распорядительных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность в организации;
14) объяснять информацию в доступной форме, разъяснять сложные вопросы и ситуации, приводить примеры по теоретическим вопросам по направлениям обучения в соответствии с потребностями аудиторской организации (в пределах своей компетенции);
15) применять на практике различные формы и методы обучения, разрабатывать новые методики обучения в соответствии с потребностями аудиторской организации, применять их на практике;
16) подготавливать материалы для проведения обучения;
17) проводить внутренние семинары, читать лекции, подготавливать сообщения, проводить иные обучающие мероприятия;
18) составлять планы обучения и контролировать их выполнение;
19) подбирать программы обучения, вырабатывать рекомендации в зависимости от специфики деятельности аудиторской организации;
20) поддерживать деловые и этичные взаимоотношения с работниками аудиторской организации, предотвращать и разрешать конфликты;
21) работать с компьютером и офисной оргтехникой, со справочными правовыми системами;
22) ________________________________________.
(другие навыки и умения)
1.6. Аудитор-методолог в своей деятельности руководствуется:
1) ________________________________________;
(наименование учредительного документа)
2) Положением о ___________________________;
(наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) ________________________________________.
(наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)
1.7. Аудитор-методолог подчиняется непосредственно ___________________.
(наименование должности руководителя)
1.8. _______________________________________.
(другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Методическое обеспечение аудиторской деятельности:
1) разработка и актуализация внутренних организационно-распорядительных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность в организации;
2) разъяснение работникам аудиторской организации законодательства об аудиторской деятельности и его практического применения;
3) обучение и повышение квалификации работников аудиторской организации.
2.2. _______________________________.
(другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Аудитор-методолог исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет разработку внутренних организационно-распорядительных документов аудиторской организации, регламентирующих аудиторскую деятельность в организации;
2) своевременно вносит необходимые изменения и дополнения во внутренние организационно-распорядительные документы аудиторской организации, регламентирующие аудиторскую деятельность в организации;
3) доводит до сведения работников внутренние организационно-распорядительные документы аудиторской организации, регламентирующие аудиторскую деятельность в организации, и разъясняет их применение;
4) осуществляет внедрение и апробацию положений внутренних организационно-распорядительных документов аудиторской организации, регламентирующих аудиторскую деятельность в организации;
5) осуществляет организацию обмена информацией с работниками по вопросам применения на практике внутренних организационно-распорядительных документов аудиторской организации, регламентирующих аудиторскую деятельность в организации.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) доводит до сведения работников аудиторской организации требования нормативных правовых актов по аудиторской деятельности;
2) проводит мониторинг изменений нормативных правовых актов по аудиторской деятельности;
3) осуществляет разъяснение работникам аудиторской организации применения нормативных правовых актов по аудиторской деятельности и консультирование по этим вопросам.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет анализ и оценку потребностей работников аудиторской организации в обучении по конкретным направлениям;
2) планирует обучение и повышение квалификации работников аудиторской организации;
3) проводит обучение работников аудиторской организации применению на практике внутренних организационно-распорядительных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность в организации;
4) осуществляет организацию обучения и/или обучение работников аудиторской организации по направлениям и вопросам в соответствии с потребностями аудиторской организации (в пределах своей компетенции);
5) осуществляет контроль прохождения работниками аудиторской организации обучения и повышения квалификации.
3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.5. ________________________________.
(другие обязанности)
3.2. В рамках выполнения своих трудовых функций аудитор-методолог соблюдает правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодекса профессиональной этики аудиторов.
3.3. ______________________________________.
(другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
4.1. Аудитор-методолог имеет право:
4.1.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.1.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.1.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.1.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.1.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.1.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.2. _______________________________.
(иные права)
5. Ответственность
5.1. Аудитор-методолог привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
— правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ________________________________.
(другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Аудитор», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.10.2015 N 728н, с
учетом ________________________________________.
(реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией
подтверждается _____________________________
(подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой
___________________________________________
частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными
___________________________________________
инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у
__________________________________________.
работодателя; иным способом)
6.3. _________________________________________________________________.
(другие заключительные положения)
———————————
Информация для сведения:
<1> В соответствии с Профессиональным стандартом «Аудитор», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.10.2015 N 728н, иное возможное наименование должности — «методолог», «старший (ведущий) методолог».