Должностная инструкция
Педагог-психолог
должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 514н
1. Общие положения
1.1. Педагог-психолог относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].
1.2. На должность педагога-психолога принимается лицо, имеющее высшее образование по профильным направлениям, без предъявления требований к стажу работы.
1.3. На должность педагога-психолога в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:
— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;
— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
1.4. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].
1.5. Педагог-психолог должен знать:
— методологию психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии;
— методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования;
— методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса;
— теорию и методы организации психологического исследования;
— теории и методы педагогической психологии, историю и теории организации образовательного процесса;
— методы статистического анализа данных психологического исследования;
— методы верификации результатов исследования;
— методы интерпретации и представления результатов исследования;
— методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики;
— методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ;
— процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования;
— психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды;
— современные теории и методы консультирования;
— приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития;
— этические нормы организации и проведения консультативной работы;
— содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
— современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы;
— современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи;
— закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
— стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами);
— закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы;
— способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы;
— теорию, методологию психодиагностики, классификацию психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования;
— методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи;
— методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;
— методы математической обработки результатов психологической диагностики;
— способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования;
— психологию личности и социальную психологию малых групп;
— задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся;
— формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся;
— основы педагогики, формы и способы обучения взрослых участников образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся;
— закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций;
— признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи;
— современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды;
— приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями их развития;
— теории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива;
— основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе;
— превентивные методы работы с обучающимися «группы риска» (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии);
— профессиональную этику;
— международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей;
— трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка;
— нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности;
— федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;
— историю и теорию проектирования образовательных систем;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила по охране труда, техники безопасности и противопожарной защите.
2. Должностные обязанности
На педагога-психолога возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
2.2. Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ.
2.3. Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников.
2.4. Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей.
2.5. Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами.
2.6. Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
2.7. Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности.
2.8. Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды.
2.9. Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся.
2.10. Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса.
2.11. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
2.12. Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам.
2.13. Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам.
2.14. Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
2.15. Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам.
2.16. Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.
2.17. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
2.18. Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении.
2.19. Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации.
2.20. Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся.
2.21. Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся.
2.22. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
2.23. Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные Ресурсы.
2.24. Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи.
2.25. Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся.
2.26. Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов.
2.27. Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности.
2.28. Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня.
2.29. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
2.30. Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста.
2.31. Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности.
2.32. Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов).
2.33. Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации.
2.34. Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка.
2.35. Информирование о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся, о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи.
2.36. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
2.37. Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся.
2.38. Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер.
2.39. Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения.
2.40. Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения.
2.41. Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию).
2.42. Разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении.
2.43. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
3. Права работника
Педагог-психолог имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.
3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в работе организации и вносить предложения по их устранению.
3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений и других специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководителя организации).
3.6. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.7. [Указать иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность работника
Педагог-психолог несет ответственность:
4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.4 ……… (другие положения об ответственности)
5. Заключительные положения
5.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 514н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)
5.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
5.3. ……… (другие заключительные положения).