Должностная инструкция врача-бактериолога 1 (2, высшей) категории - APFIA.RU
Меню Закрыть

Должностная инструкция врача-бактериолога 1 (2, высшей) категории

Должностная инструкция врача-бактериолога 1 (2, высшей) категории

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Врач-бактериолог (далее — Работник) является врачом.

1.2. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Работника при выполнении работ по специальности и непосредственно на рабочем месте в «…………….» (далее — Работодатель).

1.3. Работник подчиняется непосредственно ……………., а в его отсутствие — …………….

1.4. Работник назначается на должность и освобождается от должности приказом Работодателя в установленном действующим трудовым законодательством порядке.

1.5. Во время отсутствия Работника его обязанности выполняет …………….

1.6. Состав подчиненных Работника: …………….

2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. На должность врача-бактериолога назначается специалист с высшим медицинским образованием, освоивший программу подготовки по клинической микробиологии (бактериологии) и получивший сертификат специалиста и лицензию на право работы. Работник должен знать и уметь:

1. Общие знания:

— основы законодательства о здравоохранении, директивные документы, определяющие деятельность органов здравоохранения и учреждений;

— основные вопросы организации микробиологической службы (службы клинической микробиологии) в лечебно-профилактических учреждениях РФ;

— основные директивные, инструктивно-методические и другие документы, регламентирующие деятельность службы;

— вопросы общей и частной микробиологии;

— проблемы иммунологии, механизмы иммунитета, учение об инфекции;

— серологические методы исследования;

— основные вопросы патогенеза и клиники бактериальных инфекций;

— основные вопросы эпидемиологии и профилактики инфекционных болезней и внутрибольничной инфекции;

— формы и методы санитарного просвещения.

2. Общие умения:

— определить характер и объем материала, подлежащего исследованию, сроки его взятия и сроки отбора проб;

— организовать взятие и доставку материала в лабораторию;

— определить условия и способ транспортировки и хранения материала для исследования;

— провести микроскопическое исследование нативного материала;

— определить целесообразность того или иного метода или способа посева;

— определить оптимальный выбор питательных сред для первичного посева, а при необходимости — для обогащения;

— определить качественные и количественные характеристики выросших культур;

— выделить чистые культуры;

— выбрать необходимые тесты для определения их таксономического положения;

— определить антибиотикограмму;

— получить сыворотку крови обследуемого лица;

— поставить реакции для определения ответа организма на возбудитель;

— дать обоснованный ответ по завершении исследования материала по установленной форме и передать его в клинику;

— обеспечить обеззараживание инфекционного материала;

— оформить учетно-отчетную медицинскую документацию;

— планировать свою работу (на год, месяц, неделю, день) и работу персонала;

— проконтролировать соблюдение техники безопасности и противоэпидемического режима средним и младшим медицинским персоналом.

3. Специальные знания и умения:

— знать условия, необходимые для качественного проведения бактериологического исследования;

— уметь выделять микроорганизмы из клинического материала и среды, окружающей больного, идентифицировать, знать их факторы патогенности, степень инвазивности;

— знать факторы системы антиинфекционной резистентности организма;

— знать общие принципы классификации антибактериальных препаратов;

— владеть лабораторными методами контроля эффективности антибиотиков и антибактериальной терапии;

— владеть правилами статистической обработки результатов анализа;

— владеть основами работы на компьютере.

Проводить:

— исследование всех видов клинического материала;

— исследование смывов;

— исследование лекарственных форм;

— исследование на стерильность всех видов материала;

— уметь идентифицировать родовую принадлежность:

— эшерихий,

— шигелл,

— сальмонелл,

— цитробактер,

— клебсиелл,

— серраций,

— протеев,

— иерсиний,

— коринебактерий,

— бордетелл,

— нейссерий,

— псевдомонад,

— гемофилов,

— микрококков,

— стафилококков,

— стрептококков,

— бацилл,

— клостридий;

— составить отчет о своей работе и провести статистическую обработку результатов анализа;

— контролировать соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в лаборатории;

— проводить санитарно-просветительскую работу;

— консультировать лечащих врачей по вопросам клинической микробиологии.

2.2. Аттестация Работника проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации врачей, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

АТТЕСТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВРАЧУ-БАКТЕРИОЛОГУ ЛАБОРАТОРИИ (ОТДЕЛА) КЛИНИЧЕСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ (БАКТЕРИОЛОГИИ)

---------------------------------------------------------------------------
¦                                  ¦               Категории              ¦
¦            Требования            +--------------------------------------+
¦                                  ¦      2      ¦      1     ¦   Высшая  ¦
+----------------------------------+-------------+------------+-----------+
¦                 1                ¦      2      ¦      3     ¦     4     ¦
+----------------------------------+-------------+------------+-----------+
¦Выделение и идентификация:        ¦             ¦            ¦           ¦
¦     Shigella                     ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Salmonella                   ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦Энтеропатогенные кишечные палочки ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Jersinia                     ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Neisseria meningitidis       ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Gorynebacterium dyphtheriae  ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Bordetella pertusis          ¦             ¦            ¦           ¦
¦     parapertusis                 ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Staphylococcus               ¦aureus,      ¦до вида     ¦до вида    ¦
¦                                  ¦epidermidis, ¦            ¦           ¦
¦                                  ¦saprophyticus¦            ¦           ¦
¦     Streptococcus                ¦pneumoniae,  ¦до вида     ¦до вида    ¦
¦                                  ¦pyogenes,    ¦            ¦           ¦
¦                                  ¦viridans     ¦            ¦           ¦
¦     Enterococcus spp.            ¦      +      ¦до вида     ¦до вида    ¦
¦ Грамотрицательные кокки          ¦      -      ¦      -     ¦до вида    ¦
¦     E.coli                       ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Klebsiella spp.              ¦      +      ¦до вида     ¦до вида    ¦
¦     Proteus spp.                 ¦      +      ¦до вида     ¦до вида    ¦
¦     Providencia spp.             ¦      +      ¦до вида     ¦до вида    ¦
¦     Morganella morganii          ¦      +      ¦    +       ¦     +     ¦
¦     Citrobakter spp.             ¦      +      ¦до вида     ¦до вида    ¦
¦     Serratia spp.                ¦      +      ¦до вида     ¦до вида    ¦
¦     Enterobacter spp.            ¦      +      ¦до вида     ¦до вида    ¦
¦     Haemophylus spp.             ¦      +      ¦influenzae  ¦influenzae ¦
¦ Неферментирующие                 ¦             ¦            ¦           ¦
¦ грамотрицательные бактерии       ¦             ¦            ¦           ¦
¦ (НГОБ):                          ¦             ¦            ¦           ¦
¦     Pseudomonas spp.             ¦aeruginosa   ¦aeruginosa, ¦до вида    ¦
¦                                  ¦             ¦putida,     ¦           ¦
¦                                  ¦             ¦fluorescens,¦           ¦
¦                                  ¦             ¦cepatia,    ¦           ¦
¦                                  ¦             ¦maltophylia ¦           ¦
¦     Acinetobacter spp.           ¦      +      ¦до вида     ¦до вида    ¦
¦     Flavobacterium spp.          ¦      -      ¦      +     ¦до вида    ¦
¦     Alcaligenes spp.             ¦      -      ¦      +     ¦до вида    ¦
¦     Moraxella spp.               ¦      -      ¦      +     ¦до вида    ¦
¦Прочие НГОБ                       ¦      -      ¦      +     ¦до вида    ¦
¦Дрожжеподобные и плесневые грибы  ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Candida spp.                 ¦      +      ¦до вида     ¦до вида    ¦
¦Анаэробы:                         ¦             ¦            ¦           ¦
¦     клостридиальные              ¦      +      ¦perfringens ¦perfringens¦
¦     неклостридиальные            ¦      -      ¦      +-    ¦     +     ¦
¦     B.bifidum                    ¦      -      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Lactobacillus                ¦      -      ¦      +     ¦     +     ¦
¦Качественный учет                 ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦Количественный учет               ¦      -      ¦      +     ¦     +     ¦
¦Определение антибиотико-          ¦             ¦            ¦           ¦
¦чувствительности                  ¦             ¦            ¦           ¦
¦     методом дисков               ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     методом серийных разведений  ¦      -      ¦      -     ¦     +     ¦
¦Лабораторный контроль             ¦             ¦            ¦           ¦
¦эффективности антибиотиков        ¦             ¦            ¦           ¦
¦и антибактериальной терапии       ¦      -      ¦      -     ¦     +     ¦
¦Санитарно-бактериологические      ¦             ¦            ¦           ¦
¦исследования (санитарно-          ¦             ¦            ¦           ¦
¦показательные микроорганизмы)     ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦Контроль за госпитальной инфекцией¦      -      ¦      -     ¦     +     ¦
¦Серологические исследования       ¦             ¦            ¦           ¦
¦     Методы:                      ¦             ¦            ¦           ¦
¦     Реакция агглютинации         ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Реакция связывания           ¦             ¦            ¦           ¦
¦     комплемента                  ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Реакция преципитации         ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦         радиальной иммунодиффузии¦      -      ¦      +-    ¦     +     ¦
¦     Реакция гемолиза             ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Реакция нейтрализации        ¦      -      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Реакция пассивной            ¦             ¦            ¦           ¦
¦     гемагглютинации              ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Иммунофлуоресцентный метод   ¦             ¦            ¦           ¦
¦         прямой                   ¦      -      ¦      +-    ¦     +     ¦
¦         непрямой                 ¦      -      ¦      -     ¦     +     ¦
¦     Иммуноферментный анализ      ¦      -      ¦      +     ¦     +     ¦
¦                                  ¦             ¦            ¦           ¦
¦     Перечень показателей,        ¦             ¦            ¦           ¦
¦     используемый в диагностике   ¦             ¦            ¦           ¦
¦     воспалительных процессов:    ¦             ¦            ¦           ¦
¦                                  ¦             ¦            ¦           ¦
¦     Фагоцитарная функция         ¦             ¦            ¦           ¦
¦     нейтрофилов                  ¦             ¦            ¦           ¦
¦     незавершенный и              ¦      -      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     завершенный варианты         ¦      -      ¦      -     ¦     +-    ¦
¦                                  ¦             ¦            ¦           ¦
¦     Определение комплемента      ¦             ¦            ¦           ¦
¦     по 50% гемолизу              ¦      +-     ¦      +     ¦     +     ¦
¦                                  ¦             ¦            ¦           ¦
¦Концентрация лизоцима             ¦      +-     ¦      +     ¦     +     ¦
¦                                  ¦             ¦            ¦           ¦
¦Определение антител к:            ¦             ¦            ¦           ¦
¦     Сальмонеллам                 ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Шигеллам                     ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Иерсиниям                    ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Дифтерии                     ¦      +-     ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Бруцеллам                    ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Туляремии                    ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Токсоплазме                  ¦      -      ¦      +-    ¦     +     ¦
¦     Микоплазме                   ¦      -      ¦      +-    ¦     +     ¦
¦     Цитомегаловирусу             ¦      -      ¦      +-    ¦     +     ¦
¦     Стафилококкам                ¦      -      ¦      +-    ¦     +     ¦
¦     Стрептококкам                ¦      +-     ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Другим условно-патогенным    ¦             ¦            ¦           ¦
¦     бактериям                    ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     Хламидиям                    ¦      -      ¦      +-    ¦     +     ¦
¦Определение антигенов возбудителей¦             ¦            ¦           ¦
¦воспалительных процессов          ¦      +-     ¦      +     ¦     +     ¦
¦Работа с приборами                ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦Новые методы:                     ¦             ¦            ¦           ¦
¦     разработка                   ¦      -      ¦      -     ¦     +-    ¦
¦     апробация                    ¦      -      ¦      -     ¦     +     ¦
¦     внедрение                    ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦Доклады (сообщения)               ¦             ¦            ¦           ¦
¦     в лаборатории                ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     в ЛПУ                        ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     на обществах                 ¦      -      ¦      +-    ¦     +     ¦
¦     форумах                      ¦      -      ¦      -     ¦     +-    ¦
¦Научная работа                    ¦      -      ¦      -     ¦     +-    ¦
¦Публикации                        ¦      -      ¦      -     ¦     +-    ¦
¦Учебно-методическая работа        ¦             ¦            ¦           ¦
¦     со средним медперсоналом     ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦     с врачами                    ¦      -      ¦      +     ¦     +     ¦
¦Литература, используемая          ¦             ¦            ¦           ¦
¦по профилю работы; инструктивно-  ¦             ¦            ¦           ¦
¦методические материалы            ¦      +      ¦      +     ¦     +     ¦
¦Материалы, публикуемые в научной  ¦             ¦            ¦           ¦
¦периодической печати              ¦      +-     ¦      +-    ¦     +     ¦
-----------------------------------+-------------+------------+------------

3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

3.1. В соответствии с поставленными задачами Работник осуществляет:

— выполнение бактериологических (серологических) анализов и составление по их результатам заключений;

— проведение санитарно-бактериологических исследований, подготовку специальных стандартов и сред, контроль госпитальной (внутрибольничной) инфекции;

— внедрение в практику рациональных схем антибактериальной терапии и профилактики, контроль за применяемыми лечащими врачами антибиотиками и химиотерапевтическими препаратами;

— освоение и внедрение новых методов лабораторных исследований, имеющих наибольшую аналитическую и диагностическую надежность;

— выполнение мероприятий по повышению качества исследований путем проведения систематического контроля качества;

— контроль за работой среднего и младшего персонала в пределах своей компетенции;

— консультирование врачей-специалистов по вопросам интерпретации результатов бактериологических (серологических) исследований, проведения противоэпидемических мероприятий;

— планирование и анализ своей работы, качественное ведение медицинской документации, участие в подготовке отчетов о работе подразделения;

— участие в составлении заявок на питательные среды, химиотерапевтические и дезинфекционные препараты, реактивы, тест-системы и другие материалы, необходимые для производственной деятельности;

— участие в повышении квалификации среднего и младшего медицинского персонала;

— контроль за соблюдением средним и младшим медицинским персоналом правил техники безопасности и охраны труда, санитарным и противопожарным состоянием подразделения;

— повышение своей квалификации в установленном порядке.

4. ПРАВА РАБОТНИКА

4.1. Работник имеет право:

— в пределах компетенции вносить предложения по вопросам улучшения условий труда и организации деятельности Работодателя;

— участвовать в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой;

— получать служебную информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей;

— руководить средним и младшим медицинским персоналом;

— пользоваться мобильной связью.

4.2. Распоряжения Работника являются обязательными для подчиненного ему среднего и младшего медицинского персонала.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА

Работник несет ответственность за:

5.1. Невыполнение своих функциональных обязанностей.

5.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения работы.

5.3. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений Работодателя.

5.4. Нарушение правил техники безопасности и инструкции по охране труда.

Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности Работодателя и его работникам.

5.5. Несоблюдение трудовой дисциплины.

6. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

6.1. Режим работы Работника определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными у Работодателя.

6.2. В связи с производственной необходимостью Работник обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

6.3. В соответствии с ……………. Работодатель проводит оценку эффективности деятельности Работника. Комплекс мероприятий по оценке эффективности утвержден ……………. и включает в себя:

— …………….

— …………….


Источник — КонсультантПлюс — http://www.consultant.ru/

Опубликовано в Должностные инструкции