Инструкция по охране труда для монтера пути - APFIA.RU
Меню Закрыть

Инструкция по охране труда для монтера пути

Инструкция по охране труда для монтера пути

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К выполнению работы по профессии монтер пути допускаются работники не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение и проверку знаний требований охраны труда, аттестованные квалификационной комиссией и получившие допуск к самостоятельной работе.
1.2. Монтер пути должен пройти инструктаж по электробезопасности и получить I группу по электробезопасности.
1.3. Монтер пути должен периодически, не реже одного раза в год проходить проверку знаний требований охраны труда при выполнении работ по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути и получить допуск к работам повышенной опасности.
1.4. Монтер пути, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.
1.5. Работник, не прошедший своевременно инструктажи и проверку знаний по охране труда, к самостоятельной работе не допускается.
1.6. Монтер пути, допущенный к самостоятельной работе, должен знать: путевые знаки и сигналы. Способы строповки рельсов, пакетов шпал и брусьев. Правила ограждения мест производства работ установленными сигналами. Устройство, правила эксплуатации и обслуживания путевого электрического и пневматического инструмента. Правила, нормы и инструкции по охране труда. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях.
1.7. Монтер пути, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.8. Монтеру пути запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
1.9. В процессе выполнения работы на монтера пути могут оказывать воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:
— движущиеся вагоны, тепловоз;
— падающий с высоты груз (например, при неправильной обвязке монтируемых элементов пути или обрыве стропа);
— перемещающиеся грузы, конструкции;
— электрический ток, путь которого в случае замыкания на корпус может пройти через тело человека;
— заусенцы, неровности и шероховатость поверхностей инструмента, элементов пути;
— физические перегрузки;
— повышенное скольжение (вследствие замасливания, обледенения, увлажнения поверхностей, по которым перемещается монтер пути);
— неудовлетворительные погодные условия (температура, влажность и подвижность воздуха);
— недостаточная освещенность рабочей зоны.
1.10. Для предупреждения неблагоприятного воздействия на здоровье опасных и вредных производственных факторов монтеру пути следует пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.
1.11. Для предупреждения несчастных случаев монтеру пути следует знать существующие ограничения по массе перемещаемого вручную груза: при перемещении груза на расстояние до 25 м на каждого мужчину должно приходиться не более 50 кг.
1.12. Для предупреждения возможности возникновения пожара монтер пути должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушений этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.
1.13. Монтер пути обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям.
1.14. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, вызвать врача или доставить пострадавшего к врачу, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает угрозу жизни и здоровью окружающих.
1.15. Монтер пути, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.16. Для предупреждения заболеваний монтеру пути следует соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.
1.17. Монтер пути обязан следить за тем, чтобы в рабочей зоне не находились посторонние люди.
1.18. Монтер пути, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, подвергает опасности, как себя, так и окружающих, поэтому может быть привлечен к дисциплинарной, а в зависимости от последствий — к уголовной ответственности.
1.19. Если нарушение связано с причинением организации материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы монтеру пути следует надеть спецодежду и спецобувь, подготовить необходимые средства индивидуальной защиты (сигнальный жилет, защитную каску, рукавицы), осмотреть и убедиться в их исправности.
2.2. Спецодежда должна быть соответствующего размера, чистой и не стеснять движений.
2.3. После получения задания на выполнение работы монтер пути обязан выполнить следующее:
2.3.1. Проверить состояние рабочей зоны и подходов к ней на соответствие требованиям безопасности.
2.3.2. Убрать из рабочей зоны все лишнее, что может помешать работе.
2.3.3. Подобрать технологическую оснастку и инструмент, необходимые для выполнения работы, проверить их исправность.
2.3.4. Осмотреть элементы пути, предназначенные для монтажа, и убедиться в отсутствии у них дефектов.
2.4. Монтер пути не должен приступать к выполнению работы в следующих случаях:
2.4.1. При неисправностях технологической оснастки, средств защиты работников.
2.4.2. При несвоевременном проведении очередных испытаний технологической оснастки, инструментов и приспособлений.
2.4.3. При несвоевременном проведении очередных испытаний или истечении срока эксплуатации средств защиты работников.
2.4.4. При недостаточной освещенности рабочей зоны и подходов к ней.
2.5. Перед использованием пневматического инструмента следует проверить его исправность непродолжительным пробным пуском вхолостую до вставки рабочей части; при этом необходимо следить за тем, чтобы клапаны на рукоятках инструмента легко открывались и быстро закрывались при прекращении нажима на рукоятку; при закрытом положении клапаны не должны пропускать воздуха.
2.6. Перед началом работы монтер пути должен проверить и убедиться в том, что:
2.6.1. Воздушные резиновые шланги находятся без повреждений, надежно закреплены на штуцерах, а штуцера имеют исправные грани и резьбу, обеспечивающие прочное и плотное присоединение шланга к пневматическому инструменту и к воздушной магистрали.
2.6.2. Присоединение шлангов к пневматическому инструменту и соединение шлангов между собой выполнено достаточно прочно и осуществлено с помощью штуцеров или ниппелей с исправной резьбой (кольцевыми выточками) и стяжными хомутиками; во избежание срыва шланга нельзя применять вместо хомутов проволоку для закрепления шлангов на штуцерах или ниппелях.
2.6.3. Вставной инструмент (например, сверло) правильно заточен и не имеет трещин, выбоин, заусенцев и прочих дефектов, а хвостовик этого инструмента ровные, без скосов, трещин и других повреждений.
2.6.4. Корпус инструмента без трещин и других повреждений, а клапан включения инструмента легко и быстро открывается и закрывается и не пропускает воздух в закрытом положении.
2.7. Перед работой электроинструментом необходимо убедиться в отсутствии замыкания на корпусе электроинструмента, исправности его заземляющего провода и изоляции питающих электропроводов, которые не должны иметь оголенных мест.
2.8. Перед началом работы следует осмотреть инструмент, который будет использоваться в работе и убедиться в его исправности.
2.9. Перед началом работы нужно подготовить необходимые для работы грузозахватные приспособления, убедиться в их исправности.
2.10. Перед началом работы монтер пути должен ознакомится со способами выполнения работ, указанных в проекте производства работ.
2.11. Перед началом работы нужно убедиться в достаточности и равномерности освещения рабочей зоны; кроме того, должны отсутствовать резкие тени, а монтируемые элементы пути и инструмент должны быть отчетливо различимы.
2.12. При обнаружении каких-либо неисправностей необходимо сообщить об этом непосредственному руководителю и к работе не приступать до их устранения.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Монтер пути, находящийся в болезненном или переутомленном состоянии, а также под воздействием алкоголя, наркотических веществ или лекарств, притупляющих внимание и реакцию, не должен приступать к работе, так как это может привести к несчастному случаю.
3.2. Монтер пути во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.
3.3. Проход к месту работы и обратно должен осуществляться в стороне от пути или по обочине земляного полотна.
3.4. Приступать к работе разрешается только после ограждения места работы в установленном порядке сигналами или сигнальными знаками.
3.5. Монтаж, демонтаж и ремонт конструкций верхнего строения пути должен выполняться в соответствии с технической документацией и проектом производства работ.
3.6. Выполнять в зоне монтажа, демонтажа и ремонта конструкций верхнего строения пути какие-либо другие работы, не относящиеся непосредственно к выполняемым работам, а также допускать к месту работы посторонних людей, не связанных непосредственно с выполняемой работой, запрещается.
3.7. При выполнении работы совместно с другими работниками, необходима согласованность в действиях всех участников выполняемой работы.
3.8. Организация рабочего места должна обеспечивать устойчивое положение и свободу движений монтера пути.
3.9. Не следует работать длительное время в неудобной рабочей позе, которая вызывает повышенную утомляемость.
3.10. При выполнении работ по монтажу, демонтажу и ремонту конструкций верхнего строения пути следует пользоваться только исправным инструментом.
3.11. Во время производства работ необходимо следить за тем, чтобы инструмент не мешал передвижению работников и не находился под ногами, а старые и новые материалы (рельсы, шпалы, скрепления) были аккуратно сложены вне габарита подвижного состава и не мешали сходить с пути при приближении поезда.
3.12. Путевой инструмент должен быть всегда исправным, ручки его изготовлены из прочного дерева, без заусенцев.
3.13. Рукоятки инструмента ударного действия должны изготовляться из сухой древесины твердых лиственных пород (березы, дуба, бука, клена, ясеня, рябины) без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе.
3.14. На ударных частях инструмента поверхность должна быть чистой, не иметь зазубрин и наплывов металла. Бойки молотков должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без косины, сколов, выбоин, трещин и заусенцев.
3.15. При завинчивании гаек вручную должны использоваться типовые ключи. Размеры зева (захвата) гаечных ключей не должны превышать размеров головок болтов (граней гаек) более чем на 0,3 мм; при этом не допускается применение подкладок при зазоре между плоскостями губок и головок болтов или гаек более допустимого; рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь сбитых скосов, а рукоятки — заусенцев; при отвертывании и завертывании гаек и болтов запрещается удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами; при необходимости нужно применять ключи с длинными рукоятками.
3.16. Не следует работать замасленным ключом и использовать его в качестве молотка.
3.17. Проверку совпадения отверстий в накладках и рельсах можно производить только бородком или болтом.
3.18. При смене рельсов снимать накладки после развинчивания гаек, а также раздвигать накладки и удерживать конец другого рельса при постановке накладок следует при помощи лома. Делать это руками не разрешается.
3.19. Кантование рельсов должно осуществляться только с одного конца при помощи специального лома со скобой. При кантовании рельса запрещается находиться в направлении возможного выброса рельса.
3.20. При сдвижке сменяемой или укладываемой рельсовой плети работники должны находиться только с одной стороны рельса, противоположной направлению сдвижки.
3.21. При разгонке рельсовых зазоров должны применяться гидравлические разгоночные приборы, обеспечивающие безопасность работ. Разгонка зазоров ударами рельса в накладку запрещается.
3.22. Выдергивание костылей лапчатым ломом должно производиться нажатием рук на конец лома.
3.23. При наживлении костыля для забивки необходимо держать его строго вертикально. Первоначально костыль следует закрепить легкими ударами, а затем добивать. При забивке костылей нужно стоять над рельсом вдоль пути.
3.24. Вытаскивание старых, затаскивание новых шпал и переводных брусьев должны производиться только шпальными клещами.
3.25. При использовании ручного электроинструмента удалять стружку или опилки руками во время работы запрещается; стружку следует удалять только после полной остановки инструмента.
3.26. Во избежание травмирования касаться руками вращающегося режущего инструмента запрещается.
3.27. Нельзя обрабатывать электроинструментом обледеневшие и мокрые детали.
3.28. Работать электроинструментом, не защищенным от воздействия капель и брызг, в условиях их воздействия, а также на открытых площадках во время дождя или снегопада запрещается.
3.29. Не следует оставлять без надзора электроинструмент, присоединенный к сети, а также передавать его работникам, не имеющим права с ним работать.
3.30. При погрузке и выгрузке материалов верхнего строения пути сигналы машинисту крана должны подаваться только одним работником: при строповке материалов стропальщиком, при их установке в проектное положение монтером пути, кроме сигнала «Стоп», который может быть подан любым работником, заметившим явную опасность.
3.31. Перед началом подъема груза должна быть проверена надежность его зацепления. Захват рельсов должен осуществляться не менее чем в двух местах.
3.32. При установке элементов конструкций в проектное положение монтер пути обязан:
3.32.1. Производить наводку конструкции на место установки, не применяя значительных физических усилий.
3.32.2. Осуществлять окончательное совмещение разбивочных и геометрических осей с помощью монтажного ломика или специального инструмента, проверять совпадение отверстий пальцами рук не допускается.
3.33. При очистке пути от снега и его уборке вручную, необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
3.33.1. При очистке пути траншеями или разделке снеговых откосов после очистки снегоочистителем в откосах должны быть сделаны ниши на расстоянии 20-25 м одна от другой с расположением их в шахматном порядке, для возможности размещения в них работников, при пропуске поезда.
3.33.2. Размеры ниши должны определяться с учетом расположения работников в нише не ближе 2 м от крайнего рельса, глубиной не менее 0,75 м и шириной не менее 2 м.
3.33.3. При очистке пути от снега в выемках следует принимать меры, необходимые для предотвращения снежного обвала.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, монтер пути должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.
4.2. При несчастном случае, отравлении, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщать руководителю о случившемся.
4.3. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112.
4.4. До прибытия пожарной охраны нужно принять меры по эвакуации людей, имущества и приступить к тушению пожара.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы монтеру пути необходимо выполнить следующее:
— привести в порядок рабочую зону, очистить от грязи инструмент и приспособления, убрать их в места, отведенные для их хранения;
— снять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;
— вымыть руки и лицо, при необходимости принять теплый душ.
5.2. По окончании работы монтеру пути следует сообщить руководителю работ о всех неполадках, замеченных во время работы, которые могут привести к несчастному случаю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *