Этот опросник оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности.
Инструкция. На вопросы необходимо отвечать однозначно: «да» или «нет».
Опросник
- Стремитесь ли вы к использованию в своей работе новейших достижений?
- Стремитесь ли вы к сотрудничеству с другими людьми?
- Какой язык в общении с коллегами вы предпочитаете?
Да — краткий, ясный, точный.
Нет — эмоциональный, образный, с намеками и подтекстом - Разъясняете ли вы другим причины и основания принимаемых вами решений?
- Доверяют ли вам люди, которые постоянно или временно находятся в вашем подчинении?
- Вовлекаете ли вы всех исполнителей совместного дела в обсуждение связанных с ним вопросов, если на вас возложена обязанность ими руководить?
- Поощряете ли вы у подчиненных вам людей проявление самостоятельности, независимости в работе и инициативы?
- Помните ли вы имена тех людей, с которыми общаетесь?
- Предоставляете ли вы свободу действий своим подчиненным в достижении тех целей, которые ставите перед ними?
- Контролируете ли вы ход выполнения задания вашими подчиненными?
- Помогаете ли вы своим подчиненным, если они в этом нуждаются?
- Выражаете ли вы благодарность подчиненному за хорошо выполненную работу?
- Стремитесь ли вы искать в людях лучшие их качества и ориентироваться на них в совместной работе?
- Знаете ли вы о том, как наилучшим образом использовать положительные качества, имеющиеся у ваших подчиненных, в работе?
- Знаете ли вы интересы и потребности ваших подчиненных?
- Умеете ли вы быть внимательным слушателем?
- Благодарите ли вы сотрудников за работу в присутствии других?
- Делаете ли вы замечания своим подчиненным? Если да, то в какой обстановке?
- Отмечаете ли вы хорошую работу своих подчиненных, докладывая об итогах вышестоящему руководителю?
- Доверяете ли вы своим подчиненным?
- Стремитесь ли вы доводить до подчиненных всю основную информацию, получаемую от вышестоящих руководителей и организаций?
- Раскрываете ли вы значение работы, выполняемой каждым из ваших подчиненных, для общего дела?
- Оставляете ли вы себе и подчиненным время для планирования работы?
- Есть ли у вас план повышения своей квалификации?
- Имеется ли у ваших подчиненных план повышения их квалификации (или индивидуальные планы подобного рода)?
- Регулярно ли вы читаете специальную литературу?
- Имеете ли вы библиотеку новейшей литературы по вашей специальности?
- Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья, сохранении и повышении работоспособности?
- Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?
- Проводите ли вы лично обучение своих подчиненных с целью улучшения качества и повышения эффективности их работы?
- Знаете ли вы о том, на какие качества работника необходимо ориентироваться при его приеме на работу?
- С желанием ли вы занимаетесь разбором жалоб и удовлетворением персональных просьб, исходящих от подчиненных?
- Сохраняете ли вы психологическую дистанцию в общении с подчиненными?
- Относитесь ли вы к своим подчиненным со вниманием и уважением?
- Уверены ли вы в себе?
- Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны?
- Часто ли вы проявляете творчество в работе?
- Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах и т.п.?
- Достаточно ли гибко вы себя ведете при принятии решений и в общении с людьми?
- Готовы ли вы изменить стиль своего руководства, если потребуется?
Если эта методика используется для самооценки руководителя, то возникает опасность искажения результатов вследствие субъективной установки показать себя в лучшем свете или просто недостаточного осознания человеком своих особенностей. Поэтому данный опросник рекомендуется вместе с руководителем предлагать его подчиненным, а затем обобщать полученные результаты.
Обработка результатов и интерпретация
За каждый утвердительный ответ на предложенные вопросы («да») испытуемый получает 1 балл, а за каждый отрицательный («нет») — 0 баллов.
Если испытуемый получит от 30 до 40 баллов, то стиль его руководства (с учетом высказанного выше замечания) считается высокоэффективным.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 11 до 29, то стиль руководства рассматривается как среднеэффективный.
Если общая сумма баллов оказалась 10 и меньше, то стиль руководства данного человека рассматривается как малоэффективный и ему не рекомендуется быть руководителем педагогического или детского коллектива.
Источник — Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. — М. : Аспект Пресс, 2003. — 285 с. (с. 156-159)