Методические рекомендации по созданию учебно-производственных комплексов и трудоустройству обучающихся и выпускников - APFIA.RU
Меню Закрыть

Методические рекомендации по созданию учебно-производственных комплексов и трудоустройству обучающихся и выпускников

Утверждаю

Директор Департамента

государственной политики в сфере

среднего профессионального образования

и профессионального обучения

Минпросвещения России

В.С.НЕУМЫВАКИН

25 октября 2024 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ

И ТРУДОУСТРОЙСТВУ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВЫПУСКНИКОВ, ЗАВЕРШИВШИХ

ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение

Настоящие методические рекомендации разработаны федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» (далее — ФГБОУ ДПО ИРПО), подведомственным Министерству просвещения Российской Федерации, в помощь руководителям образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (далее — ОО СПО), заместителям руководителей ОО СПО по учебно-производственной работе, руководителям учебно-производственных комплексов, осуществляющих деятельность в ОО СПО (далее — УПК), руководителям отделов (служб) ОО СПО по содействию в трудоустройстве (занятости) и профориентации (центров карьеры), в организации мероприятий по трудоустройству лиц, обучающихся в ОО СПО по образовательным программам среднего профессионального образования (далее — обучающиеся) и лиц, завершивших обучение в ОО СПО по образовательным программам СПО (далее — выпускники), в том числе несовершеннолетних граждан, на базе УПК.

Настоящие методические рекомендации определяют порядок трудоустройства обучающихся и выпускников в УПК в целях:

— предоставления работы временного характера обучающимся и выпускникам;

— содействия в подготовке кадров массовых профессий для различных отраслей экономики, повышения уровня профессионального образования и профессиональных навыков выпускников, а также повышения качества реализации образовательных программ ОО СПО;

— достижения сбалансированности спроса и предложения в кадрах и специалистах в условиях региональных и отраслевых рынков труда с учетом текущих и перспективных потребностей предприятий реального сектора экономики;

— обеспечения организации практической подготовки обучающихся по основным профессиональным образовательным программам СПО, основным программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам, совмещенной с производством товаров, выполнением работ и оказанием услуг с использованием материально-технической базы ОО СПО по профилю реализуемых ими образовательных программ.

Трудоустройство обучающихся и выпускников в УПК реализуется на основе системы доступной профессиональной ориентации, гарантированного профессионального образования и профессиональной подготовки, направленных на:

— снижение адаптационного периода на рабочем месте;

— приобретение востребованных профессиональных навыков и компетенций;

— создание достойных рабочих мест, в том числе и временного характера, для приобретения и закрепления полученного практического опыта работы в соответствии с приобретенными компетенциями;

— мотивацию работодателей к трудоустройству молодежи.

1. Перечень основных нормативных правовых актов

Основными нормативными правовыми актами, являющимися базой для разработки настоящих методических указаний, являются:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ;
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  4. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 N 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2020 N 1681 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования»;
  7. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации N 885, Министерства просвещения Российской Федерации N 390 от 05.08.2020 «О практической подготовке обучающихся»;
  8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 N 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  9. Методические рекомендации по содействию занятости выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации N АБ-1282/05 от 19.08.2021);
  10. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 09.07.2021 N 05-835 «О направлении информации»;
  11. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.11.2022 АБ-3408/05 «О прохождении практики несовершеннолетних обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, и трудоустройстве несовершеннолетних выпускников»;
  12. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2019 N 05-1694 «О направлении методических сборников».

2. Основные понятия

Учебно-производственный комплекс — структурное подразделение ОО СПО, создаваемое в целях организации практической подготовки обучающихся по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам, предоставления работы временного характера обучающимся и выпускникам, а также производства товаров, выполнения работ и оказания услуг с использованием материально-технической базы ОО СПО по профилю реализуемых ими образовательных программ, в том числе официального трудоустройства студентов и выпускников в рамках реализации проекта «Первое рабочее место» Паспорта Федерального проекта «Профессионалитет».

Практическая подготовка — форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.

Учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», формы промежуточной аттестации обучающихся.

Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ.

Профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям или специальностям.

Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

Профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

3. Алгоритм создания УПК

  1. Определение перечня структурных подразделений и образовательных программ, подходящих для включения и организации работы учебно-производственного комплекса (УПК).
  2. Определение перечня предприятий реального сектора экономики, осуществляющих трудоустройство выпускников образовательной организации, осуществляющих свою деятельность по направлению работы УПК.
  3. Формирование штатного расписания УПК с учетом необходимого количества мест для обеспечения временного трудоустройства выпускников и студентов колледжа и его ежегодная актуализация (при участии представителя работодателей, заинтересованных в трудоустройстве выпускников).
  4. Разработка планов учебной и производственной практики в соответствии с образовательными программами, реализуемыми в образовательной организации.
  5. Разработка плана финансово — экономической деятельности УПК.
  6. Заключение целевых договоров на обучение студентов и последующий анализ количества выпускников, находящихся в зоне риска по трудоустройству.
  7. Периодическая (ежегодная) актуализация перечня коротких образовательных программ, реализуемых с использованием материально-технической базы УПК, направленных на подготовку студентов по наиболее востребованным профессиональным компетенциям у студентов, в том числе находящихся в зоне риска по трудоустройству.
  8. Организация работы по временному трудоустройству выпускников колледжа в УПК.

4. Особенности трудоустройства несовершеннолетних выпускников в УПК

Порядок оформления трудовых отношений между работником и работодателем определен ст. 63 ТК РФ. Заключение трудового договора (далее — ТД) с гражданами, достигшими возраста шестнадцати лет, возможно с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства. Кроме того, ТД может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

Согласно ст. 351.1 ТК РФ для осуществления трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием при трудоустройстве работнику необходимо предоставить в адрес работодателя следующий дополнительный перечень документов:

— справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;

— справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования.

В соответствии с требованиями ст. 63 ТК РФ при заключении ТД с несовершеннолетними, которые на момент заключения ТД являются обучающимися, устанавливаются дополнительные требования:

— необходимость определения характера выполняемых работ исключительно в форме легкого труда;

— гарантия выполнения работ, исключающих возможность причинения вреда здоровью;

— выполнение работы не должно нарушать процесс обучения;

— наличие согласия одного из родителей (или законного представителя), если подростку менее 16 лет. При этом один из родителей дает согласие не только на сам факт заключения трудового договора, но и на условия трудового договора, составляющие его содержание;

— наличие согласия органа опеки и попечительства, если подростку менее 15 лет.

В соответствии со ст. 69 и 266 ТК РФ лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования).

4.1. Виды работ, к выполнению которых запрещено привлечение несовершеннолетних

Трудовым законодательством Российской Федерации запрещено применение труда несовершеннолетних граждан на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами). Полный перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 N 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» (далее — Перечень).

Согласно п. 3 примечаний к разделу XLIII. «Работы, выполняемые в различных отраслях экономики» Перечня при прохождении производственной практики (производственного обучения) студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования, достигшие возраста 16 лет, могут находиться на работах, включенных в Перечень, не свыше четырех часов в день, при условии строгого соблюдения на этих работах действующих санитарных правил и норм по охране труда.

В соответствии с п. 6 Примечаний к разделу XLIII. «Работы, выполняемые в различных отраслях экономики» Перечня работодатель может принимать решение о применении труда лиц моложе восемнадцати лет на работах, включенных в Перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест (специальной оценки труда) при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 268 ТК РФ запрещаются направление несовершеннолетних работников в служебные командировки, привлечение их к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видео-съемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).

Нормы предельно допустимых нагрузок для несовершеннолетних граждан при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утверждены постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 07.04.1999 «Об установлении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную» (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Характер работы, показатели тяжести труда Предельно допустимая масса груза, кг
Юноши Девушки
14 15 16 17 14 15 16 17
лет лет лет лет лет лет лет лет
Подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены 3 3 4 4 2 2 3 3
Подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены: постоянно (более двух раз в час) 6 7 11 13 3 4 5 6
Подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены: при чередовании с другой работой (до двух раз в час) 12 15 20 24 4 5 7 8
Суммарная масса груза, перемещаемого в течение смены при подъеме с рабочей поверхности 400 500 1000 1500 180 200 400 500
Суммарная масса груза, перемещаемого в течение смены при подъеме с пола 200 250 500 700 90 100 200 250

Примечания.

  1. Подъем и перемещение тяжестей в пределах указанных норм допускаются, если это непосредственно связано с выполняемой постоянной профессиональной работой.
  2. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.
  3. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать:

для юношей 14 лет — 12 кг, 15 лет — 15 кг, 16 лет — 20 кг, 17 лет — 24 кг;

для девушек 14 лет — 4 кг, 15 лет — 5 кг, 16 лет — 7 кг, 17 лет — 8 кг.

Предельные нормы суммарного веса груза для подростков из расчета на 1 час рабочего времени

Календарный возраст, лет Суммарный вес грузов (кг), поднимаемых (перемещаемых) при выполнении работы
с уровня рабочей поверхности с пола
юноши девушки юноши девушки
14 10 5 7 3,5
15 48 12 24 6
16 160 40 80 20
17 272 72 130 32

Суммарный вес груза, который поднимает (перемещает), выполняя работу, несовершеннолетний работник, рассчитывается как произведение веса груза и количества его подъемов (перемещений). При этом высота подъема не должна превышать 1 м, а расстояние перемещения груза вручную не должна быть более 5 м.

Уровнем рабочей поверхности считается рабочий уровень стола, станка, конвейера и так далее.

4.2. Продолжительность рабочего времени несовершеннолетних работников

В соответствии со статьями 92, 94 ТК РФ несовершеннолетние граждане относятся к категории работников, которым гарантировано сокращенное рабочее время.

Продолжительность рабочего времени несовершеннолетнего работника зависит от его возраста и составляет:

— для работников в возрасте до шестнадцати лет — не более 24 часов в неделю;

— для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — не более 35 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени обучающихся ОО СПО в возрасте до восемнадцати лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины норм, установленных частью 1 статьи 92 ТК РФ для лиц соответствующего возраста.

В соответствии со статьей 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать для работников (включая лиц, получающих среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 7 часов.

Для обучающихся ОО СПО, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 4 часа.

5. Трудоустройство обучающихся и выпускников в УПК

Варианты трудоустройства (занятости) обучающихся и выпускников в учебно-производственные комплексы определены и строго регламентированы Трудовым и Гражданским кодексами Российской Федерации:

1) трудоустройство по срочному трудовому договору:

— на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;

— для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);

— с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;

— для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки;

— в иных случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ.

2) трудоустройство по трудовому договору на неопределенный срок.

Трудоустройство (занятость) обучающихся и выпускников в учебно-производственные комплексы осуществляется в целях повышения востребованности выпускников на рынке труда путем предоставления указанным лицам возможности закрепления полученных практических навыков работы, расширения сферы применения лучших образовательных практик, реализуемых в ОО СПО, развития института наставничества и повышения уровня доли трудоустроенных выпускников, освоивших программы СПО, а также продвижения рабочих профессий и специальностей, в том числе путем реализации проекта «Первое рабочее место».

Трудоустройство (занятость) указанной категории лиц в УПК возможно в случаях:

— выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки;

— прохождения практической подготовки в рамках реализации договоров о дуальном обучении;

— прохождения практической подготовки в рамках реализации договоров о сетевой реализации образовательных программ;

— обеспечения трудоустройства выпускников в рамках заключенных ими договоров о целевом обучении;

— при выполнении работ по производству товаров и (или) оказанию услуг по договорам гражданско-правового характера;

— выполнения работ в качестве мастеров производственного обучения и наставников;

— для исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы;

— выполнения временных (до двух месяцев) работ (работа в качестве экспертов при подготовке и проведении чемпионатов различного уровня на базе ОО СПО, для подготовки студентов к прохождению государственной итоговой аттестации, проводимой в формате демонстрационного экзамена и другие работы);

— выполнения сезонных работ;

— выполнения общественных работ по направлению органа службы занятости;

— на время продолжения обучения выпускников, завершивших обучение с присвоением квалификации рабочего или служащего по программам среднего профессионального образования, по программам подготовки специалистов среднего звена.

Опубликовано в Методические рекомендации