Рекомендации по анализу результатов проведения единого гос. экзамена - APFIA.RU
Меню Закрыть

Рекомендации по анализу результатов проведения единого гос. экзамена

девушка

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
УПРАВЛЕНИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 1 июля 2022 г. N 08-147

Управление оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — Управление) направляет для использования в работе рекомендации по анализу результатов проведения единого государственного экзамена, выявлению и профилактике нарушений действующего законодательства в сфере образования (далее — Рекомендации).

Обращаем внимание на необходимость направления отчетных форм в соответствии с Рекомендациями в срок до 29 августа 2022 г.

Указанные материалы просим направлять в электронном виде по адресу электронной почты rytova@obrnadzor.gov.ru (с обязательным указанием названия субъекта Российской Федерации в теме электронного письма) без направления бумажного носителя.

Начальник Управления
Е.Н.ЕЛИСЕЕВА

Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО АНАЛИЗУ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА, ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Общие положения

Настоящие рекомендации разработаны в целях предупреждения нарушений требований законодательства Российской Федерации в части подготовки, организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена (далее — ГИА).

Рекомендации предназначены для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее — органы государственной власти).

Рособрнадзор рекомендует органам государственной власти проведение анализа как на этапе подготовки к проведению ГИА, так и на этапе непосредственного проведения и подведения итогов для определения возможных рисков.

При подготовке к проведению ГИА необходимо учитывать наиболее часто выявляемые нарушения Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 (далее — Порядок проведения ГИА).

Основой принятия предупреждающих мер должен являться анализ результатов ГИА предыдущих лет, анализ работы предметных и конфликтной комиссии, дополнительный просмотр видеозаписей хода проведения ГИА, проведение перепроверок работ участников.

1. Зоны риска ЕГЭ

1) Работы участников, получивших неудовлетворительные результаты по одному из обязательных предметов в основной день, и пересдавших экзамен с повышением результата на 30 тестовых баллов и выше (за исключением участников, завершивших экзамен по уважительной причине).

2) Работы участников, получивших на ЕГЭ по русскому языку 90 — 100 баллов и имевших «незачет» по итоговому сочинению.

3) Участники, имеющие 3 и более удовлетворенные апелляции с повышением баллов по результатам ЕГЭ (исключая апелляции, связанные с распознаванием ответов).

4) Участники, имеющие удовлетворенную апелляцию по результатам ЕГЭ, позволившую преодолеть минимальную границу количества баллов по соответствующему учебному предмету.

5) Работы участников с внесением 5 и более правильных ответов в поле бланка N 1 «Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом».

6) Участники, завершившие экзамен в основной день досрочно по уважительной причине и получившие в резервный день от 80 до 100 тестовых баллов.

7) Анализ форм ППЭ-1204-МАШ.

II. Анализ Зон риска ЕГЭ

Анализ должен включать в себя следующие мероприятия:

1. Составление списков участников и внесение данных в соответствующие вкладки таблицы «Анализ Зон Риска ЕГЭ» (Приложение 3).

2. Подготовка копий экзаменационных материалов участников, попавших в Зоны риска, по всем предметам и итоговому сочинению.

3. Анализируется письменная часть экзаменационных работ по каждому сдававшемуся учебному предмету:

— проводится визуальное сравнение почерка по всем работам;

— рассматриваются все исправления в работе (внесение правильных ответов в поле «Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом»), в том числе сравниваются почерки в основном поле и в поле «Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом».

4. Организация региональной перепроверки работ, попавших в Зоны риска. При анализе Зоны риска «участники, получившие на ЕГЭ по русскому языку 90 — 100 баллов и имевшим «незачет» по итоговому сочинению» производится перепроверка итогового сочинения. В случае выявления нарушений при оценивании, проводится региональная перепроверка всех работ данного участника.

III. Просмотр видеозаписи хода проведения экзамена

1. Зоны риска N 2, 5 — просматриваются видеозаписи экзамена, по результатам которого работа участника экзамена попала в Зону Риска.

2. Зоны риска N 1, 6 — просмотр видеозаписи пересдачи экзамена.

3. Зоны риска N 3, 4 — просмотр хода проведения экзамена не требуется.

4. Все Зоны риска — пересмотр всех неодобренных меток, поставленных онлайн-наблюдателями на портале smotriege.ru. Особое внимание уделяется информации по нарушениям, связанным с наличием у участников ГИА справочных материалов, средств связи.

5. В случае выявления нарушений — просмотр видеозаписей со всех экзаменов данного участника.

IV. Анализ результатов итогового сочинения

Порядок перепроверки работ итогового сочинения (далее — ИС) устанавливается органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

ОИВ создает комиссию по перепроверке ИС, а также по утверждению и (или) аннулированию результатов ИС.

Примерный алгоритм выбора работ итогового сочинения для перепроверки (при проведении ИС в образовательных организациях, в которых обучаются выпускники):

1. Формирование списка образовательных организаций, 90 — 100% выпускников которых получили 5 отметок «Зачет» при оценивании ИС.

2. Исключение из списка, полученного в п. 1, образовательных организаций, в которых в ИС принимало участие менее 10 обучающихся.

3. Исключение из списка, полученного в п. 2, образовательных организаций гуманитарного профиля.

4. Формирование общего списка выпускников, сдававших ИС в образовательных организациях из списка, полученного в п. 3, получивших 5 отметок «Зачет» при оценивании ИС.

5. Исключение из списка, полученного в п. 4, обучающихся, имеющих годовые оценки «5» в 10 и 11 классе.

6. При значительном количестве (более 300) обучающихся в списке, полученном в п. 5, возможно исключение из списка обучающихся, имеющих годовые оценки «4» в 10 и 11 классе.

V. Анализ форм ППЭ-1204-МАШ

Примерный алгоритм работы с формами

1. Определение участников ЕГЭ с наибольшим количеством выходов из аудитории в течение каждого экзамена (например: от 4, 5, 6) и суммарно долго отсутствующих в аудитории в ходе проведения экзамена. Формирование списка участников, вошедших в указанную зону риска.

2. Исключение из списков участников, досрочно завершивших выполнение экзаменационной работы по уважительной причине.

3. Исключение из списков участников, чьи результаты были аннулированы по решению ГЭК за нарушение Порядка проведения ЕГЭ.

4. Организация просмотра видеозаписей на портале smotriege.ru.

5. Визуальный просмотр работ участников ЕГЭ, попавших в Зону риска (при выявлении потенциальных нарушений).

6. В случае выявления нарушений — просмотр видеозаписей со всех экзаменов данного участника.

VI. Принятие управленческих решений по итогам анализа

1. При выявлении каких-либо нарушений с лиц, причастных к нарушениям Порядка проведения ГИА, берутся объяснительные.

2. В случае подтверждения нарушений Порядка проведения ГИА Рособрнадзор рекомендует следующее:

к лицам, допустившим нарушения Порядка проведения ГИА, должны быть применены меры административного (часть 4 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и дисциплинарного характера (статьи 192 — 195 Трудового Кодекса РФ);

результаты участников ГИА должны быть пересмотрены и (или) аннулированы;

результаты анализа должны быть рассмотрены на заседаниях межведомственной коллегии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, задействованных при проведении ГИА;

при выявлении нарушений в части работы предметной комиссии (далее — ПК), должен быть рассмотрен вопрос об исключении из состава ПК экспертов, допустивших необъективное оценивание. Обращаем внимание на установленные действующим законодательством сроки привлечения к административной ответственности. Должно быть организовано дополнительное обучение экспертов ПК ГИА;

при выявлении нарушений в части работы конфликтной комиссии (далее — КК) рассматривается вопрос об исключении экспертов, привлекаемых к работе КК и допустивших неоправданное повышение баллов по поданным апелляциям участников, из состава ПК;

при выявлении нарушений организации работы ППЭ рассматривается вопрос об отстранении от работы в рамках организации и проведения ГИА руководителя и организаторов ППЭ, либо произвести ротацию кадров между ППЭ;

при выявлении нарушений организации работы РЦОИ рекомендуется пересмотреть должностные инструкции работников РЦОИ, рассмотреть возможность усиления информационной безопасности при проведении ГИА.

3. В случае получения в результате проверки информации о нарушении законодательства Российской Федерации, содержащем признаки противоправного деяния, соответствующая информация направляется в компетентные органы.

4. По результатам проведенного анализа определяются причины возникновения выявленных нарушений, предлагаются наиболее оптимальные способы устранения выявленных причин и разрабатывается план действий по предупреждению нарушений Порядка проведения ГИА в предстоящий период проведения ГИА.

5. Результаты региональных перепроверок в обязательном порядке вносятся в региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

6. При разработке плана действий по предупреждению нарушений Порядка проведения ГИА следует уделить особое внимание вопросам организации повышения квалификации всех задействованных в организации и проведении ГИА специалистов.

7. В состав предметных комиссий по учебным предметам не рекомендуется включать экспертов, оценка работ которых не совпала с результатами дополнительных проверок (федеральных, межрегиональных перекрестных, региональных) более чем на 80%.

8. Рекомендуется включать в состав конфликтной комиссии должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

9. Информационную справку о проделанной работе и форма (приложение 3) направляется в Рособрнадзор. Информационная справка в том числе должна включать подробную информацию о принятых мерах при выявлении нарушений.

ПОЯСНЕНИЯ
ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ОТЧЕТНОЙ ФОРМЫ ПО АНАЛИЗУ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

1. Форма заполняется в соответствии с проведенной работой согласно рекомендациям по анализу результатов проведения государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена, выявлению и профилактике нарушений действующего законодательства в сфере образования (далее — Рекомендации).

2. Форма является многостраничным документом в формате MS Excel (8 вкладок).

3. Вкладка «Сводная форма» поля 2 — 62 заполняются исключительно числовыми значениями, без пропусков, текст не допускается. В случае отсутствия значения необходимо указать значение «0». При необходимости внесения пояснений по отдельным полям, данные пояснения возможно включить в информационную справку (пункт 9 раздела VI Рекомендаций).

4. Вкладки N 1 — 7 соответствуют порядковым номерам Зон риска ЕГЭ, указанных в разделе I Рекомендаций.

5. Вкладки N 1, 4, 5, 6 заполняются по каждому участнику отдельно. При неоднократном попадании участника в Зону риска необходимо вносить соответствующие данные в новой строке.

6. Поля 5, 8, 11, 14 вкладки N 3 заполняются в виде «+1», «+2» и т.д. в соответствии с результатом апелляции по соответствующему учебному предмету.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *