Рекомендации по проведению в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждения суицидального поведения - APFIA.RU
Меню Закрыть

Рекомендации по проведению в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждения суицидального поведения

Рекомендации по проведению в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждения суицидального поведения

направлены письмом Минпросвещения России от 30.06.2022 N 07-4237

Настоящие рекомендации сформированы во исполнение пункта 2 комплекса мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2021 г. N 1058-р, предусматривающего направление Министерством просвещения Российской Федерации в адрес высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации методического письма о проведении в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждения суицидального поведения.

Принимая во внимание необходимость непрерывной системной комплексной работы по профилактике суицида среди несовершеннолетних, Минпросвещения России отмечает важность учета факторов формирования суицидального поведения у детей и подростков (биологических, социально-средовых, психологических), особенностей организации деятельности на каждом из этапов профилактики, а также региональных особенностей, о чем ранее изложено в методическом письме Минпросвещения России от 30 июня 2021 г. N 07-3586, направленном в адрес высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также соблюдения принципа преемственности, предусматривая проведение соответствующих мероприятий для несовершеннолетних как в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, так и в образовательных организациях высшего образования.

В условиях актуальной социальной ситуации рекомендуется высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по предупреждению суицидального поведения несовершеннолетних.

1. Обеспечение условий по созданию в образовательной организации благополучной и комфортной психологической и социокультурной среды:

— содействовать увеличению численности штатных педагогов-психологов в образовательных организациях;

— обеспечивать проведение в образовательных организациях мероприятий, направленных на формирование у обучающихся навыков ассертивного поведения (стрессоустойчивости, жизнестойкости, уверенности в себе, отношения к собственным ошибкам как ресурсу дальнейшего развития), умений конструктивного разрешения конфликтов, а также на развитие у несовершеннолетних социальной уверенности (настроя на достижения, оптимистичного мировоззрения, отношения к себе как к хозяину собственной жизни, ощущения значимости принимаемых решений и возможности самому влиять на свою жизнь и события в ней, умения самостоятельно регулировать свое поведение и отвечать за него вне зависимости от оценок и влияния других людей). Эффективными инструментами в деятельности по предупреждению антивитального поведения является в том числе проведение в образовательных организациях «недели психологии», психологических игр и марафонов; организация для обучающихся встреч и мастер-классов с общественными деятелями, спортсменами, учеными, представителями профессий, требующих особых знаний и навыков, а также с обучающимися, имеющими положительный опыт преодоления трудных жизненных ситуаций и (или) добившихся высоких достижений (образовательных, творческих, общественных).

2. Расширение спектра массовых мероприятий, направленных на формирование у обучающихся положительных установок, мировосприятия и мотиваций, личностное и профессиональное самоопределение, а также на вовлечение несовершеннолетних в полезную социальную деятельность; способствование развитию и продвижению на региональном уровне крупных юношеских и молодежных проектов.

Примером такого проекта является Всероссийский конкурс «Большая перемена». Указанный конкурс проходит по 12 тематическим направлениям с учетом интересов современных детей, подростков и молодежи: наука и технологии («Создавай будущее!»), искусство и творчество («Твори!»), журналистика и новые медиа («Расскажи о главном!»), урбанистика («Меняй мир вокруг»), историческая память («Помни!»), экология («Сохраняй природу!»), здоровый образ жизни («Будь здоров!»), путешествия и туризм («Познавай Россию!»), волонтерство («Делай добро!»).

Также Федеральным агентством по делам молодежи совместно с ФГБУ «Центр содействия молодым специалистам» реализуется профориентационный проект «Больше, чем работа», включающий в себя два важных социальных компонента — туристический и профориентационный (стажировки и трудоустройство молодых кадров, промышленный туризм). Участники указанного проекта смогут путешествовать по стране, пройти производственную практику или программу стажировки на предприятии с дальнейшей возможностью трудоустройства, а также освоить необходимые для работы навыки и знания.

Указанные выше, а также многие другие проекты Федерального агентства по делам молодежи являются открытыми и бесплатными для участия каждого молодого человека. Платформой для аккумуляции сведений о мероприятиях для молодежи является автоматизированная информационная система «Молодежь России» (далее — АИС), расположенная по адресу https://myrosmol.ru, пройдя регистрацию на которой молодой человек получает информацию обо всех мероприятиях, организуемых в регионе.

3. Формирование у обучающихся принципов здорового образа жизни, приобщение их к занятиям физической культурой и спортом:

— привлекать к активному участию в мероприятиях, направленных на формирование у обучающихся здорового образа жизни, представителей социально ориентированных некоммерческих организаций, религиозных организаций, национальных сообществ;

— организовывать недели и месячники здоровья, семинары, акции, в т.ч. по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ.

4. Обеспечение развития социальной активности обучающихся:

— способствовать развитию системы ученического, студенческого самоуправления, созданию на базе образовательной организации условий, способствующих самореализации обучающихся, привлечению их к самостоятельному решению вопросов в различных сферах образовательной деятельности.

5. Приобщение к позитивным способам и формам проведения досуга:

— способствовать привлечению обучающихся к творческой, спортивной и иной позитивной деятельности, в том числе с привлечением игровых технологий — так, Федеральным агентством по делам молодежи разработана федеральная программа развития уличной культуры, спорта и творчества «Уличная классика», направленная на оказание поддержки наиболее ярким представителям творческих и спортивных культур, которые ежедневно занимаются популяризацией современного искусства, творчества и здорового образа жизни среди детей и молодежи;

— всесторонне поддерживать развитие волонтерского движения среди обучающихся (включая социальное, экологическое, культурное, спортивное, медицинское направления), а также медиаволонтерство, распространять в социальных сетях позитивный визуальный и текстовый контент для информационной поддержки общественно значимых событий, обеспечивать активное участие в подобных мероприятиях несовершеннолетних обучающихся;

— своевременно освещать участие обучающихся и (или) образовательных организаций в социально активной деятельности в региональных средствах массовой информации, в том числе электронных.

6. Формирование у обучающихся психологической устойчивости к деструктивному воздействию извне, профилактика вовлечения несовершеннолетних в группы и движения деструктивной направленности, в том числе посредством создания и продвижения в виртуальном пространстве позитивного контента.

7. Повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) несовершеннолетних по различным вопросам образования, воспитания, оптимизации взаимодействия с образовательной организацией по профилактике деструктивного, антивитального поведения обучающихся.

Минпросвещения России отмечает, что в целях оказания консультативной помощи и методической поддержки родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, создан портал Растимдетей.рф, на котором публикуются материалы по широкому спектру вопросов развития и воспитания детей.

Дополнительно в целях оказания экстренной психологической помощи несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) организована круглосуточная работа горячей кризисной линии 8-800-600-31-14.

Минпросвещения России информирует также о методических материалах по профилактике антивитального поведения несовершеннолетних, опубликованных в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и рекомендованных к использованию в образовательных организациях.

1. Материалы для педагогов и педагогов-психологов, педагогических работников (могут быть использованы для подготовки тематических лекций для педагогов, наполнения соответствующего тематического раздела на сайте образовательной организации для педагогов, разработки планов индивидуального психологического сопровождения обучающихся):

— электронный каталог вебинаров для педагогов, педагогов-психологов, родителей (законных представителей) обучающихся «Психологическая безопасность и благополучие в семье, школе, социуме»: https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2021/02/Katalog-vebinarov_Psh-bezopasnost-i-blagopoluchie-2021.pdf;

— сценарии для проведения всероссийского педагогического совета («Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков», «Профилактика рисков аутодеструктивного поведения подростков»): https://fcprc.ru/materials-category/vserossijskij-pedagogicheskij-sovet;

— электронное наглядное пособие по работе с обучающимися «Стиль жизни — здоровье!» — предназначено для проведения серии занятий по формированию здорового и безопасного образа жизни и профилактики аддиктивного поведения среди обучающихся 14 — 16 лет: https://fcprc.ru/responsible-behavior/elektronnoe-naglyadnoe-posobie-po-rabote-s-obuchayushhimisya-stil-zhizni-zdorove;

— методические рекомендации «Аутодеструктивное поведение в подростковом возрасте: профилактика и основы психолого-медико-педагогической помощи»: https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2020/01/Profilaktika-autodestruktivnogo-povedeniya.pdf;

— методические комплексы для психологического сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе программы развития социально-эмоциональных навыков учащихся: https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2021/03/Metodicheskie-kompleksy-dlya-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-obuchayushhihsya-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-v-tom-chisle-programmy-razvitiya-sotsialno-emotsionalnyh-navykov-uchashhihsya.pdf.

2. Материалы для просвещения родителей (законных представителей) обучающихся (могут быть использованы для подготовки к проведению тематических лекций для родителей [законных представителей обучающихся], тематических родительских собраний):

— сценарии всероссийского родительского собрания («Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков», «Профилактика рисков аутодеструктивного поведения подростков»): https://fcprc.ru/materials-category/vserossijskoe-roditelskoe-sobranie;

— методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по работе с родителями (законными представителями) обучающихся по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению: https://fcprc.ru/wp-content/uploads/2019/05/Metod.rek_prof.-suitsidov_roditeli-1.pdf;

— методическое пособие «Спасти от пропасти» (родительский всеобуч): https://fcprc.ru/value-of-life/spasti-ot-propasti-roditelskij-vseobuch-programmy-profilaktiki-suitsidalnogo-riska-metodicheskoe-posobie-sost-i-nauch-red-e-g-artamonova-o-i-efimova-m-ano-tsnpro-2014-224s.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *