Содержание
Рекомендации
по структуре службы охраны труда в организации
и по численности работников службы охраны труда
I. Общие положения
- Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда (далее – Рекомендации) разработаны в целях оказания помощи в реализации государственной политики в области охраны труда работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Рекомендации не распространяются на работодателей-индивидуальных предпринимателей, на работодателей, не осуществляющих производственную деятельность согласно уставным документам с численностью работников не более 50 человек, работодателей – субъектов малого предпринимательства и иных работодателей (организации, предприятия, учреждения), не осуществляющие производственную деятельность, предоставляющие социально-бытовые услуги без предоставления проживания, принявших решение о введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей деятельности.
- Рекомендации рекомендуются к применению работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности при формировании структуры службы охраны труда, определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей и их распределения между указанными работниками с учетом специфики деятельности работодателя. На основании Рекомендаций и специфики своей деятельности работодатель устанавливает конкретные требования к структуре службы охраны труда и штатной численности ее работников.
- Рекомендации содержат положения о формировании структуры службы охраны труда (специалист, бюро, группа, отдел, управление/подразделение, департамент и в соответствии с утвержденной работодателем организационной (штатной) структурой), методику расчета нормативной численности работников службы охраны труда в зависимости от выполняемых данными категориями работников основных функций.
- В основу разработки Рекомендаций положены:
- нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда и определяющие порядок функционирования системы управления охраной труда у работодателя;
- данные оперативного учета, статистической и управленческой отчетности по охране труда у работодателей;
- требования профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»;
- научные исследования лучших отечественных и международных практик по охране труда;
- результаты изучения существующей организации труда у работодателей различных видов экономической деятельности и рекомендации по ее совершенствованию.
- Рекомендациями охвачены следующие должности: руководитель (начальник) службы (бюро, группы, отдела, управления, департамента) охраны труда и специалисты по охране труда всех категорий, наименование должностей работодатель устанавливает в соответствии со штатным расписанием.
- Рекомендации охватывают следующие направления деятельности службы охраны труда у работодателя и ее специалистов:
- обеспечение функционирования системы управления охраной труда, проведение консультаций и координация по вопросам охраны труда, планирование мероприятий по охране труда у работодателя и, при необходимости, контроль функционирования систем управления охраной труда подрядных (сервисных) организаций по обеспечению безопасных условий труда;
- контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях;
- участие в проведении специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах, организация и проведение мероприятий по снижению профессиональных рисков;
- обеспечение и координация проведения оперативного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах у работодателя и в его структурных подразделениях;
- участие в расследовании и учете несчастных случаев и профессиональных заболеваний, учете и рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников;
- подготовка и организация проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя;
- участие в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя; организация информационных мероприятий по охране труда;
- составление отчетности по установленным формам, ведение документированной информации по охране труда у работодателя.
- Данные Рекомендации не применяются для расчета штатной численности работников испытательных лабораторий по условиям труда, врачей по производственной медицине, специалистов по промышленной, экологической и пожарной безопасности и иных специальностей.
- Приведенные в Рекомендациях числовые значения нормативов с указанием «до» понимаются включительно.
II. Организация службы охраны труда
- Служба охраны труда (далее – Служба) является структурным подразделением, подчиняющимся непосредственно работодателю (его уполномоченному представителю). Работодатель вправе своим решением делегировать прямое руководство Службой одному из заместителей руководителя работодателя, обладающего компетенциями в сфере охраны труда, у которого обязанности по руководству и ответственность за обеспечение функционирования службы охраны труда, в том числе в рамках системы управления охраной труда, закреплены в локальных нормативных актах работодателя и должностной инструкции, с обеспечением отсутствия конфликта интересов. В случае отсутствия у работодателя заместителей, обладающих соответствующими компетенциями, служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю.
- Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения работодателя, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.
Служба обеспечивает функционирование системы управления охраной труда у работодателя.
- Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями работодателя, комитетом (комиссией) по охране труда, выборным органом первичной профсоюзной организации, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии), а также, при необходимости, с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
- Работникам Службы в своей деятельности рекомендуется руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным и др.), коллективным договором, другими локальными нормативными актами работодателя.
- Структуру и численность работников Службы работодателю рекомендуется определять, исходя из возлагаемых на нее следующих задач и функций:
а) организация работы по обеспечению выполнения требований охраны труда;
б) контроль за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, отраслевых (межотраслевых) соглашений, других локальных нормативных актов работодателя по вопросам охраны труда;
в) организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также мероприятий по улучшению условий труда;
г) информирование и консультирование работников и руководителей структурных подразделений у работодателя по вопросам охраны труда;
д) изучение и распространение передового опыта в области охраны труда, проведение информационных мероприятий по вопросам охраны труда.
- При организации труда работников Службы рекомендуется регламентировать их должностные обязанности с закреплением за каждым из них определенных функций и направлений работы по охране труда у работодателя в целом и (или) в его структурных подразделениях в соответствии с должностными инструкциями.
- Работодателю (его уполномоченному представителю) рекомендуется обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих функций и полномочий, организовать для работников Службы обучение и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении с оснащением современным оборудованием, включая приборы аудио- и видео записи для проведения оперативного контроля и иные материальные средства, необходимые для выполнения работ с учетом специфики деятельности работодателя, средствами связи с доступом к информационно-коммуникационной сети «Интернет» и электронной базе профильной нормативно-справочной литературы и документации, в том числе с учетом возможности ведения электронного документооборота в области охраны труда, а также обеспечением возможности приема посетителей.
- Для осуществления выполнения некоторых функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) рекомендуется предусматривать организацию кабинета по охране труда и (или) уголка по охране труда, оснащенного необходимым оборудованием и комплектами нормативно-правовых и справочных документов по охране труда.
- Работодатель вправе в соответствии со своим поручением или по поручению своего уполномоченного представителя разрешить работникам Службы представлять интересы работодателя в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.
III. Определение структуры Службы
- Структуру Службы рекомендуется формировать с учетом организационной (штатной) структуры, специфики вида деятельности предприятия (организации), наличия удаленных обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств), особенностей организации и функционирования системы управления охраной труда, штатной численности работников у работодателя, а также установленного по результатам проведения специальной оценки условий труда уровня вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса, уровня профессиональных рисков, наличия работ с повышенной опасностью и иных факторов, определяющих состояние охраны труда у работодателя.
- При формировании структуры Службы рекомендуется учитывать взаимосвязь элементов системы управления охраной труда у работодателя, направленных на выполнение принятой политики в области охраны труда, постановленных целей по охране труда, мероприятий и внутренних процедур, направленных на их достижение.
IV. Определение нормативной численности работников Службы
- Рекомендуемая нормативная численность работников Службы определяется исходя из 40-часовой рабочей недели.
- Рекомендуемая нормативная численность работников Службы представлена в виде таблиц, выражающих зависимость нормативов от одного или нескольких наиболее существенных для каждой из функций факторов (далее – нормофакторов), которые оказывают основное влияние на трудоемкость выполняемых работ.
В случаях, когда рекомендуемая нормативная численность зависит от двух нормофакторов, она определяется по таблице на пересечении строки и столбца соответствующих числовым значениям нормофакторов.
- Полученная рекомендуемая нормативная численность по таблицам 1 — 5 и пункту 30.6 Рекомендаций суммируется и в соответствии с методикой расчета нормативной численности работников службы охраны труда, представленной в разделе 5 Рекомендаций, рассчитывается итоговая рекомендуемая нормативная численность работников Службы.
- В приложении № 1 к Рекомендациям приведен пример расчета рекомендуемой нормативной численности работников службы охраны труда у работодателя.
- Методика расчета нормативной численности работников Службы рекомендуется для самостоятельного расчета работодателем рекомендуемой нормативной численности работников службы охраны труда. Расчет численности работников Службы рекомендуется проводить с учетом сложившихся организационно технических условий у работодателя на основании данных из таблиц 1 — 5 и параметров, заложенных в расчет нормативной численности, представленных в разделах 4 и 5 Рекомендаций.
- В случае значительного удаления отдельных не являющихся самостоятельными производственных подразделений, обособленных подразделений (в том числе филиалов) друг от друга у одного работодателя, к рассчитанной по рекомендуемым нормативам численности рекомендуется применять коэффициенты, учитывающие связанные с этим особенности организации производства и обеспечения охраны труда, исходя из следующего: при удалении производственных подразделений у работодателя в друг от друга на расстояние от 0,5 км до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности рекомендуется устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км до 30 км – коэффициент 1,4; на расстоянии от 30 км до 50 км – коэффициент 1,6; более 50 км – коэффициент 2.
- Все значения для расчета нормативной численности рекомендуется брать в среднем за предыдущий год, предшествующий расчету и утверждению рекомендуемой нормативной численности, кроме положений, приведенных в пунктах 30.4 и 30.6.
- В обособленных самостоятельных производственных структурах (филиалах) работодателя численностью свыше 400 человек, численность специалистов Службы рекомендуется рассчитывать отдельно для каждой обособленной единицы производственной структуры. К обособленным производственным структурам относятся предприятия, филиалы, представительства, цеха, транспортные (логистические), обслуживающие и жилищно-коммунальные подразделения, входящие в структуру работодателя, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
- Разработка, пересмотр и утверждение нормативов штатной численности работников службы охраны труда осуществляется работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
- Далее приведены основные должностные обязанности работников Службы, которые рекомендуется учитывать работодателем при определении численности работников службы охраны труда.
В случае, если на работников Службы возлагаются (возложены) работодателем дополнительные трудовые функции, не входящие в трудовые функции, определенные настоящими Рекомендациями, профессиональным стандартом специалиста в области охраны труда или иным нормативным правовым актом, суммарная рекомендуемая нормативная численность Службы, рассчитанная в соответствии с пунктом 35 Рекомендаций, увеличивается на единицу.
30.1. Обеспечение функционирования системы управления охраной труда, проведение консультаций и координация по вопросам охраны труда, планирование мероприятий по охране труда
Состав работ:
- разработка совместно с работодателем (его уполномоченным представителем) и руководителями его структурных подразделений политики, целей и задач по охране труда, документированных процедур для функционирования СУОТ, согласование и актуализация проектов локальных нормативных актов, содержащих требования по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
- разработка совместно с руководителями структурных подразделений работодателя планов профилактических мероприятий по охране труда и управлению профессиональными рисками (полугодие, квартал, месяц), план-графиков их реализации и определение ответственных исполнителей;
- разработка совместно с руководителями структурных подразделений и другими службами работодателя планов профилактических мероприятий по улучшению условий труда и приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, в том числе по результатам проведения специальной оценки условий труда производственного контроля условий труда, выявления опасностей и управления профессиональными рисками на рабочих местах;
- координация, консультации и методологическая помощь руководителям структурных подразделений работодателя при разработке и реализации профилактических мероприятий по охране труда;
- проведение совместно с соответствующими службами работодателя и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий и сооружений; оборудования, машин, механизмов и инструментов на соответствие их государственным нормативным требованиям охраны труда; эффективности работы систем и устройств, оказывающих влияние на условия труда; санитарно-гигиенического состояния бытовых помещений; применения средств коллективной и индивидуальной защиты работников и т.п.;
- контроль исполнения требований по охране труда и реализации ежегодного плана мероприятий по охране труда в закрепленных структурных подразделениях согласно плану-графику проверок;
- организация, координация и сопровождение мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний у работодателя и в его структурных подразделениях, разработанных на основании результатов расследований несчастных случаев на производстве, инцидентов и аварий, выявления обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников;
- анализ и обобщение предложений по расходованию средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда с указанием сроков их исполнения, осуществление контроля за целевым и рациональным расходованием в структурных подразделениях работодателя средств, выделенных на реализацию мероприятий по охране труда;
- составление совместно с руководителями структурных подразделений работодателя списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры и (или) психиатрические освидетельствования;
- составление совместно с руководителями структурных подразделений работодателя списков профессий и должностей, в соответствии с которыми, работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда на основании действующего законодательства;
- работа в комитете (комиссии) по охране труда, работа с уполномоченными по охране труда или иными представителями работников по вопросам охраны труда;
- работа в составе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков, машин и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда (при условии, что данный состав работ закреплён в функциональных обязанностях работника службы охраны труда);
- согласование разрабатываемой в организации проектной документации в части соблюдения в ней государственных нормативных требований охраны труда (при условии, что данный состав работ закреплён в функциональных обязанностях работника службы охраны труда);
- оценка результативности реализации мероприятий по охране труда на основе полученных данных по результатам контроля (аудита) эффективности системы управления охраной труда у работодателя;
- обеспечение проведения предварительного анализа состояния системы управления охраны труда у работодателя совместно с руководителями структурных подразделений, уполномоченными по охране труда или иными представителями работников.
30.2. Составление отчетности по установленным формам, ведение документированной информации по охране труда у работодателя
Состав работ:
- участие в составлении всех видов отчетности по охране труда по установленным формам, включая установленные Росстатом, и в соответствующие сроки с учетом требований нормативных правовых актов и локальных нормативных актов работодателя;
- взаимодействие с представителями органов государственного надзора (контроля) и иных заинтересованных сторон, подготовка ответов по официальным запросам, ведение деловой переписки;
- разработка совместно с руководителями структурных подразделений и другими службами работодателя локальных нормативных актов по порядку обеспечения и применения средств индивидуальной и коллективной защиты;
- ведение деловой переписки и подготовка профильных ответов по внутренним запросам со стороны работников и руководства работодателя;
- ведение базы данных (реестра) документов организации (структурного подразделения) по системе управления охраны труда как в бумажной форме, так и в электронном виде;
- ведение реестра договоров по оказанию услуг по охране труда, заключенных работодателем (если функция возложена на Службу);
- ведение регулярного мониторинга законодательных изменений по охране труда, формирование реестра нормативно-правовых актов по охране труда и здоровья, применимых к деятельности работодателя, информирование работодателя об изменениях законодательства и нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;
- участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с профессиональными заболеваниями;
- рассмотрение обращений работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений работодателю (его уполномоченному представителю) или руководству его структурных подразделений работодателя по устранению выявленных недостатков.
Рекомендуемая нормативная численность по функциям 30.1 и 30.2 представлена в таблице 1.
Таблица 1
Рекомендуемая нормативная численность работников по обеспечению функционирования системы управления охраной труда, консультациям и координации по вопросам охраны труда, планированию мероприятий по охране труда, а также составлению отчетности по установленным формам, ведению документированной информации по охране труда у работодателя
№ п/п | Среднесписочная численность работников у работодателя |
Количество |
||||
Рекомендуемая |
||||||
до 5 | 6 — 10 | 11 — 20 | 21 — 50 | 51 — 125 | ||
1 | до 500 | 0,34 | 0,39 | 0,45 | 0,51 | |
2 | 501 — 750 | 0,38 | 0,45 | 0,52 | 0,61 | |
3 | 751 — 1000 | 0,42 | 0,48 | 0,56 | 0,68 | |
4 | 1001 — 1500 | 0,5 | 0,57 | 0,66 | 0,82 | 1,12 |
5 | 1501 — 3000 | 0,65 | 0,82 | 0,89 | 1,1 | 1,37 |
6 | 3001 — 5000 | 1,07 | 1,28 | 1,53 | 1,82 | |
7 | 5001 — 7500 | 1,54 | 1,97 | 2,83 | ||
8 | 7501 — 10000 | 1,82 | 2,39 | 3,46 | ||
9 | 10001 — 20000 | 2,06 | 3,04 | 4,49 | ||
10 | 20001 и свыше | 2,53 | 3,61 | 4,64 |
30.3. Контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях
Состав работ:
- осуществление регулярного (планового) контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, межотраслевых (отраслевых) соглашений, коллективного договора, локальных нормативных актов у работодателя и в его структурных подразделениях посредством:
беспрепятственного посещения в любое время суток структурных подразделений работодателя и осмотра производственных, служебных и бытовых помещений, находящиеся в ведении работодателя, ознакомления с документами по вопросам охраны труда, необходимыми для осуществления своих полномочий;
предъявления руководителям структурных подразделений, другим должностным лицам работодателя обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда согласно приведенной в приложении № 2 к Рекомендациям рекомендуемой форме предписания, а также контроля за выполнением выданных предписаний;
привлечения по согласованию с работодателем (его уполномоченным представителем) и руководителями его структурных подразделений занятых в этих подразделениях специалистов к проведению проверок состояния условий и охраны труда;
запроса и получения от руководителей структурных подразделений работодателя необходимых сведений, информации, документов для осуществления полномочий;
запроса и получения письменных объяснений от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;
б) осуществление контроля за наличием в структурных подразделениях работодателя инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, а также своевременным их пересмотром;
в) осуществление контроля за своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажей по охране труда, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
г) осуществление контроля за своевременностью, полнотой выдачи работникам средств индивидуальной защиты и правильностью их применения работниками в соответствии с правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, за организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными требованиями, в том числе, посредством направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не использующих выданные в установленном порядке средства индивидуальной защиты;
д) осуществление контроля за использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательными требованиями;
е) осуществление контроля за доведением до сведения работников вводимых в действие новых государственных нормативных требований охраны труда, в том числе в локальных нормативных актах;
ж) участие в переработке локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
з) принятие мер по устранению нарушений требований охраны труда, в том числе по выданным предписаниям органов государственного надзора (контроля) и внутренним предписаниям Службы, а также обращениям работников, в том числе, посредством:
приостановления работы производств, участков, машин, станков, оборудования и других средств производства в случаях, создающих угрозу жизни или здоровью работников до устранения выявленных нарушений;
направления работодателю (его представителю, наделенному соответствующими полномочиями в установленном законом порядке) требований об отстранении от работы (недопущения к работе) лиц, не имеющих допуска к выполнению работ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, не прошедших обязательные медицинские осмотры, обязательные психиатрические освидетельствования, а также при наличии медицинских противопоказаний к выполнению порученных им работ, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;
направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о привлечении к ответственности должностных лиц, допускающих нарушение требований охраны труда;
направления работодателю (его уполномоченному представителю) предложений о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;
и) анализ и оценка документов, связанных с приемкой и вводом в эксплуатацию (консервацией) производственных объектов, в части их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда.
Рекомендуемая нормативная численность по функции 30.3 представлена в таблице 2.
Таблица 2
Рекомендуемая нормативная численность работников по контролю за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях
№ п/п | Среднесписочная численность работников у работодателя |
Численность работников, |
|||||
до 100 | 101 — 350 | 351 — 500 | 501 — 1000 | 1001 — 3500 | 3501 и свыше |
||
Рекомендуемая |
|||||||
1 | до 500 | 0,06 | 0,07 | 0,08 | |||
2 | 501 — 750 | 0,07 | 0,08 | 0,09 | |||
3 | 751 — 1000 | 0,08 | 0,09 | 0,10 | |||
4 | 1001 — 1500 | 0,10 | 0,12 | 0,14 | 0,17 | ||
5 | 1501 — 3000 | 0,14 | 0,17 | 0,20 | 0,24 | 0,28 | |
6 | 3001 — 5000 | 0,20 | 0,24 | 0,29 | 0,35 | 0,42 | 0,48 |
7 | 5001 — 7500 | 0,28 | 0,32 | 0,38 | 0,45 | 0,56 | 0,70 |
8 | 7501 — 10000 | 0,35 | 0,41 | 0,48 | 0,57 | 0,68 | 0,82 |
9 | 10001 — 20000 | 0,65 | 0,72 | 0,79 | 0,93 | 1,07 | 1,23 |
10 | 20001 и свыше | 0,80 | 0,87 | 0,94 | 1,01 | 1,11 | 1,26 |
30.4. Участие в проведении специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах[2]
Состав работ:
- организационное обеспечение работ по проведению специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда, осуществление контроля за их проведением;
- формирование и ведение локальной нормативной документации работодателя, необходимой для проведения специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда. Подготовка соответствующих разъяснений в процессе проведения специальной оценки условий труда и производственного контроля условий труда;
- участие в составлении перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда (производственный контроль условий труда) у работодателя, с учетом особенностей их организации, наименований профессий (должностей) и квалификации занятых на них работников, особенностей выполнения работ (подвижные, сезонные, периодического использования и другие), категорий работ по энергозатратам, а также с учетом возможности отнесения отдельных рабочих мест к аналогичным в соответствии с требованиями законодательства о специальной оценке условий труда;
- участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя, контроль за проведением специальной оценки условий труда и оформлением ее результатов, контроль за проведением производственного контроля условий труда и оформлением его результатов;
- организация ознакомления работников с результатами проведения специальной оценки условий труда;
- разработка предложений в план мероприятий по улучшению условий труда с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда;
- организационное обеспечение работ по выявлению опасностей и управлению профессиональными рисками;
- формирование и ведение необходимой локальной нормативной документации работодателя, необходимой для выявления опасностей и управления профессиональными рисками, с учетом требований действующей у работодателя системы управления охраной труда;
- сбор и анализ данных по выявленным опасностям, процедурам управления, управлению профессиональными рисками на рабочих местах и структурных подразделениях работодателя, в том числе с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда (производственного контроля условий труда) и действующей у работодателя системы управления охраной труда;
- участие в разработке рекомендаций и предложений по реализации профилактических мероприятий по результатам, проведенной работы по выявлению опасностей и управлению профессиональными рисками.
30.5. Обеспечение и координация проведения оперативного контроля за состоянием охраны труда у работодателя и в его структурных подразделениях
Состав работ:
- оперативный контроль за функционированием системы управления охраной труда в структурных подразделениях и в целом у работодателя;
- оперативный контроль за организацией содержания производственных и вспомогательных помещений, безопасной эксплуатацией оборудования, в том числе своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов, состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств, использования инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств и т.п. в структурных подразделениях работодателя;
- оперативный контроль за организацией рабочих мест в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- оперативный контроль за выполнением в структурных подразделениях работодателя мер инструментального контроля за состоянием производственного оборудования и машин, зданий и сооружений;
- оперативный контроль за организацией санитарно-гигиенического содержания помещений и рабочих мест, эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем, поддержанием питьевого и температурного режимов в структурных подразделениях работодателя;
- оперативный контроль за организацией обеспечения работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами и требованиями, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной защиты;
- оперативный контроль за своевременным предоставлением работникам в соответствии с установленными требованиями гарантий (компенсаций) за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов согласно установленным нормам;
- оперативный контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора по вопросам охраны труда, разделом отраслевого (межотраслевого) соглашения по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве согласно информации из акта по форме Н-1, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля, других мероприятий по созданию безопасных условий труда, а также средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- координация действий руководителей структурных подразделений работодателя при проведения периодического контроля за состоянием охраны труда, выполнением профилактических мероприятий;
- консультация и методологическая помощь в организации работы уполномоченных по охране труда (при наличии) при выполнении общественного контроля за охраной труда в структурных подразделениях работодателя;
- анализ и оценка документов, связанных с приемкой и вводом в эксплуатацию, контролем производственных объектов, в части соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда;
- принятие мер по устранению выявленных нарушений требований охраны труда по результатам оперативного контроля, выданных предписаний.
Рекомендуемая нормативная численность по функциям 30.4 и 30.5 представлена в таблице 3.
Таблица 3
Рекомендуемая нормативная численность работников по участию в проведении специальной оценки условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах, обеспечении и координации проведения оперативного контроля за состоянием охраны труда у работодателя и в его структурных подразделениях[3]
№ п/п | Среднесписочная численность работников у работодателя |
Численность |
|||||
до 100 | 101 — 350 | 351 — 500 | 501 — 1000 | 1001 — 3500 | 3501 и свыше | ||
Рекомендуемая нормативная численность, человек | |||||||
при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя до 5 | |||||||
1 | до 500 | 0,39 | 0,44 | 0,5 | |||
2 | 501 — 750 | 0,44 | 0,5 | 0,56 | |||
3 | 751 — 1000 | 0,48 | 0,54 | 0,6 | |||
4 | 1001 — 1500 | 0,57 | 0,65 | 0,75 | 0,86 | ||
5 | 1501 — 3000 | 0,84 | 0,95 | 1,05 | 1,13 | 1,19 | |
6 | 3001 — 5000 | 1,2 | 1,31 | 1,44 | 1,49 | 1,58 | |
7 | 5001 и свыше | 1,7 | 1,82 | 1,92 | 2,01 | 2,12 | 2,31 |
при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя от 6 до 10 | |||||||
8 | до 500 | 0,44 | 0,48 | ||||
9 | 501 — 750 | 0,48 | 0,54 | ||||
10 | 751 — 1000 | 0,53 | 0,63 | ||||
11 | 1001 — 1500 | 0,62 | 0,68 | 0,77 | 0,86 | ||
12 | 1501 — 3000 | 0,88 | 0,98 | 1,07 | 1,18 | ||
13 | 3001 — 5000 | 1,25 | 1,34 | 1,46 | 1,58 | ||
14 | 5001 — 7501 | 1,7 | 1,82 | 1,92 | 2,01 | 2,12 | 2,31 |
15 | 7501 — 10000 | 2,15 | 2,27 | 2,42 | 2,52 | 2,61 | 2,76 |
16 | 10001 и свыше | 2,18 | 2,43 | 2,67 | 2,84 | 3,21 | 3,8 |
при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя от 11 до 20 | |||||||
17 | до 500 | 0,6 | 0,66 | ||||
18 | 501 — 750 | 0,68 | 0,8 | 0,93 | |||
19 | 751 — 1000 | 0,8 | 0,93 | 1,1 | 1,29 | ||
20 | 1001 — 1500 | 0,93 | 1,1 | 1,29 | 1,41 | 1,53 | |
21 | 1501 — 3000 | 1,1 | 1,29 | 1,41 | 1,56 | 1,86 | |
22 | 3001 — 5000 | 1,29 | 1,37 | 1,53 | 1,98 | 2,3 | 2,78 |
23 | 5001 — 7500 | 1,53 | 1,8 | 2,13 | 2,37 | 2,75 | 3,06 |
24 | 7501 — 10000 | 1,8 | 2,07 | 2,38 | 2,64 | 2,81 | 3,29 |
25 | 10001 — 20000 | 2,25 | 2,48 | 2,7 | 2,87 | 3,24 | 3,88 |
26 | 20001 и свыше | 2,7 | 2,85 | 3,08 | 3,3 | 3,75 | 4,5 |
при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя от 21 до 50 | |||||||
27 | до 750 | 0,68 | 0,82 | 0,98 | |||
28 | 751 — 1000 | 0,8 | 0,99 | 1,17 | |||
29 | 1001 — 1500 | 0,98 | 1,18 | 1,47 | 1,74 | ||
30 | 1501 — 3000 | 1,18 | 1,46 | 2,07 | 2,19 | 2,58 | |
31 | 3001 — 5000 | 1,46 | 2,07 | 2,21 | 2,58 | 2,84 | |
32 | 5001 — 7500 | 1,79 | 2,21 | 2,58 | 2,82 | 3,02 | 3,24 |
33 | 7501 — 10000 | 2,19 | 2,55 | 2,84 | 3,02 | 3,24 | 3,6 |
34 | 10001 — 20000 | 2,72 | 3,02 | 3,17 | 3,6 | 4,07 | 4,68 |
35 | 20001 и свыше | 2,85 | 3,08 | 3,3 | 3,75 | 4,13 | 4,73 |
при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя от 51 до 125 | |||||||
36 | до 1000 | 0,92 | 1,08 | 1,34 | 1,64 | 2,01 | |
37 | 1001 — 1500 | 1,11 | 1,34 | 1,67 | 2,07 | 2,34 | |
38 | 1501 — 3000 | 1,37 | 1,64 | 2,01 | 2,34 | 2,57 | |
39 | 3001 — 5000 | 1,67 | 2,01 | 2,34 | 2,55 | 3,12 | 3,62 |
40 | 5001 — 7500 | 2,07 | 2,31 | 2,57 | 3,02 | 3,57 | 3,87 |
41 | 7501 — 10000 | 2,55 | 3,02 | 3,57 | 3,83 | 4,4 | 4,71 |
42 | 10001 — 20000 | 3,12 | 3,15 | 3,83 | 4,4 | 4,71 | 5,52 |
43 | 20001 и свыше | 3,15 | 3,23 | 3,9 | 4,59 | 4,8 | 5,7 |
30.6. Участие в расследовании и учете несчастных случаев, установлении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников
Состав работ:
- обеспечение соблюдения требований Трудового кодекса Российской Федерации в части расследования несчастных случаев на производстве, учета и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников, Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях;
- координация предпринимаемых действий при наступлении несчастного случая на производстве — оказание первой помощи пострадавшему, содействие, при необходимости, доставки его в медицинскую. организацию; принятии неотложных мер по предотвращению дальнейшего развития инцидента, аварийной ситуации, а также воздействия травмирующего фактора на других работников;
- подготовка и отправка сообщения о происшедшем несчастном случае на производстве в соответствии с установленными законодательными требованиями и локальными нормативными актами;
- работа в комиссии по расследованию несчастного случая; координация мероприятий, направленных на организацию эффективной работы комиссии – сбор данных с места происшествия, опрос свидетелей и пострадавших, запросы на экспертизы, оформление протоколов и т.п.;
- участие в оформлении документов, необходимых для проведения расследования и учета несчастных случаев, микроповреждений (микротравм) на производстве и профессиональных заболеваний, а также для страхового обеспечения пострадавших на производстве, в том числе назначения выплат по страхованию в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
- выявление и анализ причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обоснование необходимых мероприятий (мер) по предотвращению аналогичных происшествий;
- участие и координация действий в определении по результатам расследования нечастного случая мер, направленных на устранение причин и предупреждение аналогичных несчастных случаев на производстве;
- участие в составлении акта по форме Н-1 (форме 4) и в его направлении в соответствующие государственные органы и заинтересованным лицам с учетом установленных законодательных требований;
- подготовка материалов по итогам расследования несчастного случая с указанием причин и мероприятий, направленных на исключение повторения данного события, с ознакомлением работников с указанными материалами в рамках мероприятий в области охраны труда;
- установление обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников, учет полученных микроповреждений (микротравм) работников.
Норма времени на участие в работе комиссии по расследованию[4]:
— не являющегося тяжелым, групповым или со смертельным исходом несчастного случая на производстве, микроповреждений (микротравм) и профессиональных заболеваний — 24 часа;
— тяжелого несчастного случая на производстве — 120 часов;
— несчастного случая со смертельным исходом — 120 часов;
— группового несчастного случая на производстве — 120 часов.
Норма времени на установление обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников, учет полученных микроповреждений (микротравм) работников – 6 часов.
Нормативную численность по данной функции 30.6 рекомендуется определять путем деления нормы времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев (по видам случаев) на фактический фонд рабочего времени одного работника службы охраны труда, определяемый ежегодно по производственному календарю, утверждаемому в соответствии с законами Российской Федерации, а также исходя из средневзвешенного фонда рабочего времени одного работника, составляющего 1972 часа в год.
30.7. Подготовка и организация проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя
Состав работ:
- составление (при участии руководителей структурных подразделений и соответствующих служб работодателя) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
- выявление потребностей в обучении и планирование обучения работников по вопросам охраны труда;
- координация разработки и согласование проектов инструкций по охране труда для работников, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, программ первичного инструктажа на рабочем месте;
- консультационная помощь руководителям структурных подразделений работодателя при разработке проектов инструкций по охране труда для работников, программ проведения обучения и инструктажей по охране труда;
- участие в разработке компетенций по охране труда работников у работодателя и руководителей его структурных подразделений;
- контроль качества оказания образовательных услуг, проведения тестирований со стороны организаций, оказывающих услуги по обучению по охране труда, на основании заключенных с работодателем договоров (при условии, что данный состав работ закреплён в функциональных обязанностях работника служб охраны труда);
- разработка программы проведения вводного инструктажа по охране труда;
- проведение вводного инструктажа по охране труда, контроль за своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и организации всех видов инструктажей по охране труда, организация обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и по оказанию первой помощи пострадавшим;
- проведение консультаций по вопросам охраны труда;
- участие в работе комиссий работодателя по проверке знаний требований охраны труда у работников;
- оказание методической помощи руководителям структурных подразделений работодателя при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников;
- изучение, внедрение и использование современных технических средств обучения (тренажеры, средства мультимедиа, электронные базы обучения).
Рекомендуемая нормативная численность по функции 30.7 представлена в таблице 4.
Таблица 4
Рекомендуемая нормативная численность работников по подготовке и организации проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя
№ п/п | Среднесписочная численность работников у работодателя |
Среднемесячная численность вновь принятых работников |
|||||
Рекомендуемая нормативная численность, человек |
|||||||
до 20 | 21 – 30 | 31 – 40 | 41 – 50 | 51 – 70 | 71 – 100 | ||
1 | до 500 | 0,38 | 0,40 | 0,43 | 0,46 | ||
2 | 501 – 750 | 0,42 | 0,45 | 0,48 | 0,52 | 0,57 | |
3 | 751 – 1000 | 0,47 | 0,50 | 0,54 | 0,59 | 0,64 | 0,70 |
4 | 1001 – 1500 | 0,55 | 0,59 | 0,65 | 0,75 | 0,83 | 0,91 |
5 | 1501 – 3000 | 0,81 | 0,86 | 0,92 | 1,00 | 1,08 | 1,17 |
6 | 3001 – 5000 | 1,16 | 1,24 | 1,32 | 1,41 | 1,54 | 1,72 |
7 | 5001 – 7500 | 1,60 | 1,68 | 1,77 | 1,90 | 2,08 | 2,21 |
8 | 7501 – 10000 | 2,12 | 2,24 | 2,43 | 2,56 | 2,76 | |
9 | 10001 – 20000 | 3,98 | 4,24 | 4,43 | 4,78 | ||
10 | 20001 и свыше | 4,64 | 4,80 | 5,00 | 5,30 |
30.8. Участие в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя; организация информационных мероприятий по охране труда
Состав работ:
- организация хранения документации (актов, формы Н-1, формы 4 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по учету микроповреждений (микротравм), отчета о проведении специальной оценки условий труда, результатов производственного контроля условий труда, идентификации опасностей и оценки рисков травмирования) в соответствии со сроками, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами;
- участие в подготовке, составлении и согласовании раздела «Охрана труда» коллективного договора, отраслевого (межотраслевого) соглашения;
- определение основных направлений совершенствования условий труда у работодателя;
- организация и обеспечение структурных подразделений работодателя печатными и электронными версиями локальных нормативных актов по охране труда (правила, инструкции, стандарты и т.п.), плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда;
- организация обмена передовым опытом по охране труда с работниками обособленных структурных подразделений работодателя, либо с другими работодателями, расположенными в других субъектах Российской Федерации;
- организация работы кабинета (уголков) по охране труда (при наличии);
- организация информационных мероприятий по охране труда с использованием аудио- и видео- средств, цифровых решений, корпоративных и региональных средств массовой информации, печатной продукции (листовки, буклеты, брошюры, плакаты) и т.д.;
- организация и проведение лекций, бесед по охране труда, по безопасным методам работы, культуре безопасного труда и т.п.;
- участие в профильных мероприятиях (конференции, семинары, круглые столы) по охране труда на уровне субъекта Российской Федерации и всероссийском уровне.
Рекомендуемая нормативная численность по функции 30.8 представлена в таблице 5.
Таблица 5
Рекомендуемая нормативная численность работников по участию в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя, а также по организации информационных мероприятий по охране труда
№ п/п | Среднесписочная численность работников у работодателя |
Количество самостоятельных производственных структурных подразделений[5] у работодателя |
||||
Рекомендуемая нормативная численность, человек |
||||||
до 5 | 6 — 10 | 11 — 20 | 21 — 50 | 51 — 125 | ||
1 | до 500 | 0,34 | 0,39 | 0,45 | 0,51 | |
2 | 501 — 750 | 0,38 | 0,45 | 0,52 | 0,61 | |
3 | 751 — 1000 | 0,42 | 0,48 | 0,56 | 0,68 | |
4 | 1001 — 1500 | 0,5 | 0,57 | 0,66 | 0,82 | 1,12 |
5 | 1501 — 3000 | 0,65 | 0,82 | 0,89 | 1,1 | 1,37 |
6 | 3001 — 5000 | 1,07 | 1,28 | 1,53 | 1,82 | |
7 | 5001 — 7500 | 1,54 | 1,97 | 2,83 | ||
8 | 7501 — 10000 | 1,82 | 2,39 | 3,46 | ||
9 | 10001 — 20000 | 2,06 | 3,04 | 4,49 | ||
10 | 20001 и свыше | 2,53 | 3,61 | 4,64 |
V. Методика расчета численности работников службы охраны труда
- Методика расчета численности работников Службы предназначена для самостоятельного расчета работодателями рекомендуемой нормативной численности работников с учетом вида деятельности и особенностей организации работы, организационной структуры работодателя и иных факторов, оказывающих влияние на эффективность системы управления охраной труда у работодателя.
- Методика представляет собой инструкцию по расчету рекомендуемой нормативной численности работников Службы у работодателя. Нормативы численности основаны на статистическом анализе фактически сложившейся численности работников и ее зависимости от факторов, отражающих трудоемкость, а также организационные, экономические, технические и иные условия выполнения работ и функций.
- На первом этапе собирается вся статистическая информация о штатной и фактической численности работников, организационных, технических и иных условиях, характеризующих факторы, влияющие на трудоемкость выполнения работ, а также устанавливается содержание работ по трудовым функциям, выполняемым работниками службы охраны труда, которые представлены в разделе 4 Рекомендаций.
- На втором этапе рассчитывается рекомендуемая нормативная численность по следующей формуле:
Чсот = Нуп + (∑Нч + Нком) × Kриск × Kнев × Kуд (1),
где:
Чсот – численность сотрудников службы охраны труда у работодателя, чел;
Нуп – норма управляемости, чел;
∑Нч – суммарная рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда на выполнение всех трудовых функций, указанных в пунктах 30.1 – 30.8, в том числе участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, чел;
Нком – рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда на нахождение в командировках, чел.;
Kриск – коэффициент уровня риска работодателя;
Kнев – коэффициент невыходов, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п.;
Kуд – коэффициент удаленности.
- Сначала рассчитывается суммарная рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда (∑Н) на выполнение всех трудовых функций согласно разделу 4 настоящих Рекомендаций в соответствии с существующими критериями (нормофакторами), а именно:
среднесписочной численности работников у работодателя;
численности работников, занятых на работах с вредными условиями труда;
количества самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя;
среднемесячной численности вновь принятых работников.
Далее по таблицам 1-5 раздела 4 определяется рекомендуемая нормативная численность по указанным в таблицах функциям и суммируется. По функции 30.6 раздела 4 настоящих Рекомендаций рекомендуемая нормативная численность рассчитывается путем деления нормы времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев (по видам случаев) на фактический фонд рабочего времени одного работника, равный 1972 часам.
В случае, если Службу или специалиста по охране труда возлагаются (возложены) работодателем дополнительные трудовые функции, не входящие в непосредственные трудовые обязанности, в том числе определенные профессиональным стандартом специалиста в области охраны труда или иным нормативным правовым актом, суммарная рекомендуемая нормативная численность Службы, рассчитанная по таблицам 1-5 раздела 4, увеличивается на единицу.
Расчет нормативной численности по функции 30.6 раздела 4, командировкам и дополнительным функциям производится по формуле:
Нком | = | Тр | (2), | |
Фн |
где:
Нком – норматив численности, чел./час;
Тр – фактическая трудоемкость функции/действия, определяемая методом прямого нормирования (по командировкам рассчитывается как количество календарных дней нахождения специалистов по охране труда в командировках в среднем за предыдущий год, умноженное на 8 часов), чел. час;
Фн – фактический фонд (норма) рабочего времени одного работника в год (1972 часа), час.
- Полученная в соответствии с пунктом 35 суммарная нормативная численность работников по всем трудовым функциям согласно формуле (1) умножается на перечисленные коэффициенты:
коэффициент уровня риска организации (Kриск);
коэффициент невыходов, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (Kнев);
коэффициент удаленности (Kуд).
36.1. Расчет коэффициента уровня риска организации (Kриск).
В соответствии с пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 1230 «Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»[6] плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, проводится выездная проверка с периодичностью один раз в 2 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, проводится выездная проверка с периодичностью один раз в 3 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, проводится выездная проверка с периодичностью не чаще чем один раз в 5 лет;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, проводится выездная проверка с периодичностью не чаще чем один раз в 6 лет.
Коэффициенты риска рассчитаны в таблице 6 с учетом трудозатрат на сопровождение проверок специалистом по охране труда и фондом рабочего времени работника.
Таблица 6
Категория уровня риска организации | Частота плановых проверок | Kриск |
Категория высокого риска | 1 раз в 2 года | 1,05 |
Категория значительного риска | 1 раз в 3 года | 1,03 |
Категория среднего риска | 1 раз в 5 лет | 1,02 |
Категория умеренного риска | 1 раз в 6 лет | 1,01 |
Категория низкого риска | Плановые проверки не проводятся | 1,0 |
36.2. Расчет коэффициента невыходов, учитывающего планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (Kнев).
Коэффициент невыходов Kнев определяется по формуле:
Кнев | = 1 + | % планируемых невыходов | (3) | |
100 |
36.3. Определение коэффициента удаленности (Kуд).
Коэффициент удаленности структурных подразделений на территории одной организации (Kуд) составляет в зависимости от расстояния между структурными подразделениями:
от 0,5 км до 1,5 км – Kуд = 1,2,
от 1,5 км до 30 км – Kуд = 1,4,
от 30 км до 50 км – Куд = 1,6,
более 50 км – Куд = 2.
- Далее определяется норма управляемости (количество руководителей и их заместителей) в зависимости от полученной суммарной нормативной численности работников по всем трудовым функциям, определяемой в соответствии с пунктами 34 — 36 Рекомендаций.
Норма управляемости Нуп. Определяется по таблице 7.
Таблица 7
Рекомендуемая нормативная численность сотрудников службы охраны труда, чел. | Норма управляемости
(численность руководителей и их заместителей), чел. |
До 3 | 0[7] |
4 – 9 | 1[8] |
10 – 15 | 2 |
16 – 26 | 3 |
27 – 42 | 4 |
43 – 55 | 5 |
свыше 56 | 6 |
- Итоговая рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда у работодателя определяется путем суммирования нормы управляемости, определяемой в соответствии с пунктом 37 Рекомендаций, с полученной суммарной нормативной численностью работников по всем трудовым функциям, определяемой в соответствии с пунктами 34 – 36 Рекомендаций.
- При определении итоговой рекомендуемой нормативной численности работников службы охраны труда у работодателя округление полученного значения производится в порядке, указанном в таблице 8. Данные нормативы численности определяют рекомендуемое количество штатных ставок службы охраны труда у работодателя. При определении фактической штатной численности работников службы охраны труда полученное значение итоговой рекомендуемой нормативной численности работников службы охраны труда у работодателя дополнительно округляется до целого числа.
Таблица 8
№ п/п | Рассчитанная рекомендуемая численность | Правила округления |
1 | менее 0,13 | Отбрасываются (0) |
2 | 0,13 – 0,37 | Округляются до 0,25 |
3 | 0,38-0,62 | Округляются до 0,5 |
4 | 0,63 – 0,87 | Округляются до 0,75 |
5 | свыше 0,87 | Округляются до 1,0 |
Приложение № 1
к Рекомендациям по структуре
службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от ______ 2022 г. № ___
Пример расчета численности
работников службы охраны труда у работодателя
Данные работодателя, необходимые для создания службы охраны труда:
- Среднесписочная численность работников – 1100 чел.
- Численность рабочих, занятых на работах с вредными условиями труда – 265 чел.
- Количество производственных структурных подразделений – 44.
- Среднемесячная численность вновь принятых работников – 21 чел.
- Среднегодовое количество несчастных случаев, произошедших за предшествующие 5 лет, – 6 несчастных случаев, один из которых со смертельным исходом.
- Работодателю присвоена категория значительного риска.
- Процент планируемых невыходов (болезни, отпуска, дополнительные отпуска за вредные условия труда, за условия работы (Крайний Север и др. условия) – 20%.
- Удаленность объектов – от 0,5 км до 1,5 км.
- Командировки за год – 42 календарных дня.
- Дополнительные трудовые функции – есть.
Расчет численности работников службы охраны труда
- Определяем суммарную нормативную численность работников службы охраны труда (∑Н) на выполнение всех трудовых функций, кроме участия в работе комиссии по расследованию несчастных случаев (функция 30.6):
Номер таблицы из раздела 4 | Нормативная численность, чел |
1 | 0,82 |
2 | 0,12 |
3 | 1,18 |
4 | 0,59 |
5 | 0,82 |
Итого | 3,53 |
По функции 30.6:
Несчастные случаи: 5 * 24 = 120 часов
Несчастный случай со смертельным исходом: 1 * 120 = 120 часов
Итого: (120 + 120) / 1972 = 0,12 чел.
Нком = 42*8/1972 = 0,17 чел.
- Коэффициент уровня риска организации (Kриск) = 1,03 (значительный риск).
- Коэффициент невыходов, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (Kнев) = 1 + 20/100 = 1,2.
- Коэффициент удаленности ( Kуд) = 1,2.
- Суммарная рекомендуемая нормативная численность работников составит: (3,53 + 0,12 + 0,17) * 1,03 * 1,2 * 1,2 = 5,66 чел.
- Нуп – норма управляемости = 1 чел.
- Итоговая рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда у работодателя с учетом наличия дополнительных функций составит: 1 + 5,66 +1 = 7,66 ≈ 7,75 ставочных единиц или 8 человек.
Приложение № 2
к Рекомендациям по структуре
службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от _____ 2022 г. № ___
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА ПРЕДПИСАНИЯ
РАБОТНИКА СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА
__________________
(наименование организации)
«__» ________ 20__ г.______ № ___
Кому ______________ (должность, Ф.И.О.)
__________________ (наименование подразделения организации)
В соответствии с требованиями ________________ (наименование нормативного правового акта, содержащего требования охраны труда) предлагаю устранить следующие нарушения:
№
п/п |
Перечень выявленных нарушений требований охраны труда | Сроки устранения | Отметки об устранении |
1 | 2 | 3 | 4 |
О выполнении настоящего предписания прошу сообщить до ___________ (дата)
письменно (по телефону) ______________
Предписание выдал: _____________ (подпись, дата) (Ф.И.О., должность)
Предписание получил: _____________ (подпись, дата) (Ф.И.О., должность)
Контроль устранения нарушений провел: _______________ (подпись, дата) (Ф.И.О., должность)
[1] Под структурными подразделениями у работодателя следует понимать бюро, службы, отделы, участки, цехи и другие структурные подразделения.
[2] Нормы времени (трудозатраты) при расчете нормативов численности специалистов (службы) по охране труда для данного пункта должны учитывать данные по результатам специальной оценки условий труда (количеству рабочих мест с вредными условиями труда), а также данные по требующим мер реагирования результатам оценки профессиональных рисков за предшествующие 5 (пять) лет.
[3] Под структурными подразделениями у работодателя следует понимать отделы, цехи, бюро, службы и другие структурные подразделения.
[4] Норма времени (трудозатраты) на участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая учитываются при расчете нормативов численности работников службы охраны труда с учетом статистических данных исходя из среднегодового количества несчастных случаев на производстве за предшествующие 5 (пять) лет.
[5] Под структурными подразделениями у работодателя следует понимать бюро, службы, отделы, участки, цехи и другие структурные подразделения.
[6] Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 30, ст. 5804.
[7] Подчинение непосредственно работодателю (его заместителю или уполномоченному работодателем лицу).
[8] Работодатель, исходя из специфики своей деятельности и количества специалистов по охране труда, вправе организовать самостоятельное структурное подразделение по охране труда, либо подчинить указанных работников себе, либо своему заместителю или уполномоченному лицу.