Инструкция по охране труда для капитана теплоходного буксира - APFIA.RU
Меню Закрыть

Инструкция по охране труда для капитана теплоходного буксира

 

Инструкция по охране труда для капитана теплоходного буксира

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К самостоятельной работе в качестве капитана теплоходного буксира допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, теоретическое и практическое обучение, обученные безопасным методам и приемам работы, прошедшие стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, а также обучение правилам пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей.
1.2. Капитан теплоходного буксира обязан:
— знать и соблюдать требования настоящей инструкции, правила и нормы охраны труда, правила и нормы по охране окружающей среды, правила внутреннего трудового распорядка;
— соблюдать правила поведения на судне и территории порта;
— заботиться о личной безопасности и личном здоровье;
— выполнять требования пожаро- и взрывобезопасности, знать сигналы оповещения о пожаре, порядок действий при нем, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими;
— знать месторасположение аптечки и уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
— знать порядок действий в случае возникновения чрезвычайных происшествий.
1.3. Капитан теплоходного буксира должен проходить:
— повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже 1 раза в 6 месяцев;
— периодический медицинский осмотр в соответствии с действующим законодательством РФ;
— очередную проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в 3 года.
1.4. В процессе работы на капитана теплоходного буксира могут негативно воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— движущиеся машины и механизмы;
— острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях оборудования, инструмента;
— опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— неблагоприятные метеоусловия;
— утопление.
1.5. Капитан теплоходного буксира должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), разработанными на основании Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
1.6. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия или декларацию.
1.7. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, а также с истекшим сроком годности к применению не допускаются.
1.8. Использовать спецодежду и другие СИЗ для других, нежели основная работа, целей запрещается.
1.9. Работы на теплоходном буксире должны производиться в соответствии с требованиями правил и инструкций по охране труда, правил технической эксплуатации судов, инструкций заводов-изготовителей по обслуживанию установленных на судне механизмов, оборудования и устройств, технологических карт, а также документов по безопасной эксплуатации механизмов, оборудования и устройств.
1.10. Каждый член экипажа теплоходного буксира должен быть обучен безопасным способам обслуживания механизмов и устройств, находящихся в его заведовании.
1.11. Капитан теплоходного буксира должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить и отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.12. Запрещается употребление спиртных напитков и появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.
1.13. Капитан теплоходного буксира обязан немедленно извещать своего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом происшедшем несчастном случае или об ухудшении своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления), а также обо всех замеченных неисправностях оборудования, устройств.
1.14. Запрещается применять открытый огонь или зажигать спички и т.п. в порту на причале, в трюмах и на складах.
1.15. Требования настоящей инструкции по охране труда являются обязательными для капитана теплоходного буксира. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Проверить исправность спецодежды, спецобуви и других СИЗ на отсутствие внешних повреждений, надеть исправные СИЗ, соответствующие выполняемой работе Спецодежда должна быть застегнута. Волосы убрать под головной убор. Запрещается держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.
2.2. Обувь должна быть закрытой. Запрещается надевать сандалии, шлепанцы и другую подобную обувь, в том числе в свободное от вахт время.
2.3. Проверить соответствие состояния теплоходного буксира установленным техническим требованиям и соответствующим правилам.
2.4. Обеспечить эксплуатационную готовность теплоходного буксира к безопасному плаванию, укомплектование экипажем и всеми видами снабжения.
2.5. Проверить наличие аптечки первой помощи и первичных средств пожаротушения, средств индивидуальной защиты.
2.6. Работник должен лично убедиться в том, что все меры, необходимые для обеспечения безопасности выполнены.
2.7. При обнаружении каких-либо неисправностей сообщить об этом своему руководителю и до их устранения к работе не приступать.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда.
3.2. Выполнять только ту работу, по которой пройдено обучение, получен инструктаж по охране труда.
3.3. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
3.4. Работать в установленной спецодежде, спецобуви, правильно применять средства индивидуальной защиты.
3.5. Капитан теплоходного буксира обязан обеспечить:
— безопасные условия труда, соблюдение требований нормативных правовых актов по охране труда членами экипажа теплоходного буксира;
— выполнение на теплоходном буксире положений действующей в судоходной компании СУОТ, требований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах РФ).
3.6. Во время работы капитан теплоходного буксира должен быть вежливым, вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.
3.7. Не допускать к работе лиц, находящихся в болезненном или переутомленном состоянии, а также под воздействием алкоголя, наркотических веществ или лекарств, притупляющих внимание и реакцию, так как это может привести к несчастному случаю.
3.8. Рабочие места на теплоходном буксире, проходы и пути эвакуации к ним должны быть свободны от грузов и посторонних предметов, немедленно очищаться от пролитых жидкостей и других веществ, вызывающих скольжение, систематически очищаться от снега и льда.
3.9. Запрещается снимать предохранительные колпаки со светильников для увеличения освещенности помещений и палубы теплоходного буксира.
3.10. Мигающие лампочки могут указывать на наличие дефектов в проводке или оборудовании, которые могут привести к поражениям электрическим током или пожару. Дефекты должны быть выявлены и устранены. Вышедшие из строя лампочки подлежат замене.
3.11. Судовое имущество, сменно-запасные части, переносной инструмент, приспособления и инвентарь теплоходного буксира должны располагаться на своем штатном месте и быть надлежаще закреплены.
3.12. Механизмы, устройства, системы и оборудование теплоходного буксира эксплуатировать в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации заводов-изготовителей оборудования, правил технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций, требованиями Правил.
3.13. Механизмы, устройства, системы и оборудование теплоходного буксира должны осматриваться, проверяться и испытываться в сроки, установленные инструкциями заводов-изготовителей оборудования, правилами технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций.
3.14. При работе механизмов и другого оборудования теплоходного буксира движущиеся и вращающиеся части, а также отверстия в оборудовании, через которые в процессе эксплуатации могут выделяться пламя, горячие газы, пыль, лучистая теплота, должны быть закрыты или ограждены.
3.15. Проемы палубы и рабочие места, расположенные на высоте от 500 мм и выше (площадки управления, наблюдения), иметь закрепленные леерные ограждения.
3.16. Мелкие повреждения корпуса, оборудования или оснастки судна (выступающие гвозди или шурупы, шатающиеся крепления или рукоятки, неровности или повреждения палубного покрытия, необработанные и расщепившиеся края деревянных изделий, заедающие), которые могут стать причиной травм и падений, должны быть устранены при обнаружении.
3.17. При передвижении по теплоходному буксиру соблюдать осторожность и быть внимательным во избежание потери равновесия, падения.
3.18. Буксировочные работы должны проводиться под руководством командного состава, которому необходимо иметь постоянную связь с вахтенной службой, находящейся на ходовом мостике.
3.19. За буксирными тросами следует обеспечить своевременный уход и регулярные проверки на предмет наличия повреждений и неисправностей.
3.20. На членах экипажа теплоходного буксира, занятых на буксировочных работах, должны быть надеты спасательные жилеты.
3.21. При буксировочных операциях:
— на всех буксирных арках с обеих сторон на видном месте должны быть нанесены четкие надписи «Берегись буксира». Буксирная арка окрашивается черными и желтыми полосами;
— работы по подаче и отдаче буксирного каната на буксирах следует выполнять под руководством капитана судна (вахтенного сменного помощника капитана);
— перед подачей буксирного каната должно быть проверено состояние буксирной лебедки и гака. Буксирный канат должен подаваться с проводником. Закладка буксирного каната на гак должна производиться таким образом, чтобы при любом натяжении буксирного каната была обеспечена его быстрая и безопасная отдача;
— отдавать буксирный канат с гака или кнехтов на буксирующем и буксируемом судах разрешается только по команде лица, руководящего буксировкой;
— запрещается отдавать буксирный канат до полной постановки буксируемого судна на место и полного гашения инерции, а также подачи и закрепления швартовов;
— при отдаче каната с гака буксирующего судна или с кнехтов буксируемого не разрешается стоять вблизи и впереди них;
— отдавать буксирный канат с гака нужно позади точки крепления гака с расстояния не менее 1,5 м;
— выбирать или стравливать буксирный канат с помощью буксирной лебедки нужно после того, как из опасной зоны будут удалены все люди;
— использование якорей-цепей в буксирной линии допускается при условии обеспечения их механизированной выборки на буксируемый объект;
— во время буксировки иллюминаторы, находящиеся в корпусе судна, а также двери и горловины должны быть задраены;
— на буксирующем судне, не имеющем буксирного гака или лебедки, должна быть предусмотрена возможность легкой и надежной отдачи буксирного каната в случае необходимости. Глаголь-гак следует располагать так, чтобы человек, занятый его отдачей, находился под защитой судовых помещений или конструкций;
— при подаче буксирного каната с буксируемого судна канат должен крепиться на кнехтах шлагами с таким расчетом, чтобы его можно было быстро потравить или отдать;
— для исключения необходимости посылки человека за борт при креплении или отдаче браги к ней должна крепиться оттяжка, предназначенная для подъема браги на борт судна.
3.22. При буксировочных операциях запрещается:
— во время вытравливания или выбирания каната буксирной лебедкой кому-либо находиться у борта, с которого он подается;
— накладывать какие-либо дополнительные канаты на буксирный гак и кнехты, на которых закреплен буксирный канат;
— начинать работу по буксировке до получения подтверждения с буксируемого судна о закреплении буксирного каната;
— на буксируемых судах перед началом буксировки поднимать якоря или отдавать швартовы без разрешения лица, руководящего буксировкой;
— производить буксировку судов с притравленными или отданными якорями;
— во время буксировки судов, плотов и других плавсредств находиться вблизи буксирного гака, в районе действия буксирного каната; об этом экипаж судна должен быть оповещен по судовой радиотрансляции;
— оставлять буксирный гак в нерабочем положении незакрепленным;
— снимать буксирный канат с гака вручную;
— в случаях применения неоткидных гаков отдача буксирного каната одним человеком не допускается. При этом браться за огон следует только с боковой части петли. После снятия с гака буксирный канат отдается немедленно.
3.23. При обслуживании барж без команд экипажем буксира (толкача) для перехода с буксира (толкача) на баржи должны устанавливаться с буксира на баржи переходные трапы с двухсторонним леерным ограждением.
3.24. Члены экипажа судна, выполняющие на безкомандных баржах работы швартовные и по отдаче и подъему якоря, должны работать в страховочных рабочих жилетах.
3.25. Вахтенный начальник буксира (толкача) должен обеспечивать и контролировать безопасность выполнения этих работ;
3.26. При работах с плотами:
— судно, принявшее на буксир секцию или плот, должно идти малым ходом до момента выведения их с акватории рейда, плотоубежища;
— члены экипажа судна могут находиться на плоту только с разрешения вахтенного начальника и бригадира плота, переход с судна на плот разрешается только по трапам.
3.27. При работе с плотами запрещается хождение:
— во время шторма по качающимся пучкам;
— по плоту во время движения его на опасных перекатах, шиверах и порогах;
— по плоту в сильный снегопад и туман;
— по пучкам с нарушенной обвязкой;
— по пучкам, свободно плавающим в пространствах между судном и плотом или между пучками.
3.28. Заносить буксирный канат по плоту следует с проводником. Работающие должны стоять на месте и перебирать буксирный канат руками. При заделке буксирного каната за пучок канат следует заводить с помощью багров.
3.29. У места заделки буксирного каната и при выполнении других работ на плоту должны находиться спасательный круг с веревкой длиной не менее 25 м или иметься спасательная шлюпка.
3.30. Выход буксировщика на буксир разрешается после того, как все люди, находящиеся на плоту, будут удалены в безопасное место.
3.31. Для остановки плота канат должен стравливаться в несколько приемов, при этом надо находиться от устройства, за которое он крепится, на расстоянии не менее 1 м.
3.32. При снятии плота с мели вахтенный начальник буксировщика обязан проследить, чтобы все работающие были удалены из опасной зоны действия буксирного каната, с участка плота, касающегося мели и где пучки могут задеть за грунт.
3.33. Растаскивать зачаленные пучки при разборке заломов с помощью судна разрешается после перехода работающих с плота на судно или после их удаления в безопасное место на плоту.
3.34. При угрозе заливания водой плота или полного размолевания пучков вахтенный начальник обязан снять с плота всех людей.
3.35. При эксплуатации всех видов автосцепов должны соблюдаться требования охраны труда, содержащиеся в инструкции по эксплуатации автосцепа данной конструкции.
3.36. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
3.37. При эксплуатации оборудования и машин руководствоваться инструкцией по эксплуатации оборудования завода-изготовителя.
3.38. Соблюдать правила складирования, нормы переноски тяжестей вручную.
3.39. Выполнять санитарные нормы и соблюдать режимы работы и отдыха.
3.40. Соблюдать правила поведения на территории порта и теплоходного буксира.
3.41. Не принимать пищу на рабочем месте.
3.42. В случае плохого самочувствия прекратить работу, поставить в известность своего руководителя и обратиться к врачу.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении поломки оборудования, угрожающей аварией на рабочем месте: прекратить его эксплуатацию; доложить о принятых мерах своему руководителю и действовать в соответствии с полученными указаниями.
4.2. В аварийной обстановке: оповестить об опасности окружающих людей, доложить своему руководителю о случившемся и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.
4.3. В случае обнаружения какой-либо неисправности, нарушающей нормальный режим работы, ее необходимо остановить. Обо всех замеченных недостатках поставить в известность своего руководителя.
4.4. При обнаружении дыма и возникновении пожара немедленно объявить пожарную тревогу, принять меры к ликвидации пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения, поставить в известность своего руководителя.
4.5. При несчастном случае немедленно освободить пострадавшего от действия травмирующего фактора, соблюдая собственную безопасность, оказать пострадавшему первую помощь. По возможности сохранить обстановку, при которой произошел несчастный случай, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих, для проведения расследования причин возникновения несчастного случая, или зафиксировать на фото или видео. Сообщить своему руководителю.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Завершить все работы по переключению оборудования, текущие работы (за исключением аварийных случаев).
5.2. Привести в порядок рабочее место и закрепленное оборудование.
5.3. Снять спецодежду, убрать средства индивидуальной защиты и спецодежду в установленное место.
5.4. Сообщить своему руководителю работ обо всех неисправностях, замеченных во время работы, и мерах, принятых к их устранению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *