Инструкция по охране труда при выполнении учебно-тренировочных прыжков с парашютом - APFIA.RU
Меню Закрыть

Инструкция по охране труда при выполнении учебно-тренировочных прыжков с парашютом

 

Инструкция по охране труда при выполнении учебно-тренировочных прыжков с парашютом

 

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция по охране труда предусматривает основные требования по безопасной подготовке, организации и выполнению учебно-тренировочных прыжков с парашютом.
1.2. Настоящая инструкция предназначена для:
— штатных и нештатных спасателей спасательных парашютно-десантных групп (СПДГ), участвующих в проведении поисковых, аварийно-спасательных, эвакуационных и специальных работ и подготовке к их проведению;
— инструкторов-парашютистов, проводящих воздушно-десантную подготовку и тренировку;
1.3. Для учета прыжков с парашютом и спусков на спусковых устройствах на каждого десантника заводится книжка учета прыжков с парашютом.
1.4. К совершению прыжков с парашютом допускаются лица, отвечающие специальным медицинским требованиям, изучившие полный курс теоретической и наземной подготовки, сдавшие зачёты с оценкой не ниже «хорошо».
1.5. К прыжкам с задержкой раскрытия ранца основного парашюта допускаются лица, освоившие прыжки с ручным раскрытием ранца основного парашюта.
1.6. К прыжкам ночью допускаются парашютисты, овладевшие техникой прыжка с парашютом днем. Ночные прыжки с парашютом отличаются от дневных сложностью определения направления сноса и момента приземления.
1.7. К прыжкам с парашютом на воду допускаются опытные парашютисты, умеющие плавать, изучившие правила применения спасательных плавательных средств и отработавшие порядок их подготовки и применения при приводнении.
1.8. Прыжки начинающих парашютистов должны проводиться под руководством инструктора-парашютиста, находящегося в момент выполнения прыжков на борту воздушного судна (ВС), с которого выполняются эти прыжки.
1.9. Допуск лиц к выполнению учебно-тренировочных прыжков с парашютом оформляется приказом по отряду, после прохождения данными лицами теоретического курса по программам обучения и медицинской комиссии.
1.10. В случае перевода парашютиста на парашюты, к работе с которыми он допускается впервые, необходимо провести теоретическую подготовку в полном объеме и воздушную тренировку, позволяющую отработать особенности использования данной системы.
1.11. При длительных перерывах в прыжках или спусках парашютистам предоставляются 1-2 контрольно-проверочных прыжка:
— парашютистам, имеющим менее 100 прыжков, при перерывах более 30 дней;
— парашютистам, имеющим свыше 100 прыжков, при перерывах более 60 дней.
1.12. В период проведения парашютных прыжков на неуправляемых парашютных системах при скорости десантирования 250 км/час и более для обеспечения контроля выполнения упражнений и соблюдения техники безопасности на день воздушной тренировки из числа инструкторского состава назначаются:
— руководитель воздушной тренировки;
— выпускающие, из числа лиц, допущенных приказом руководителя предприятия;
— дежурный по старту;
— дежурный по площадке приземления.
1.13. В период проведения парашютных прыжков на управляемых парашютных системах при скорости десантирования менее 250 км/час для обеспечения контроля выполнения упражнений и соблюдения техники безопасности на день воздушной тренировки из числа инструкторского состава назначаются:
— руководитель воздушной тренировки;
— выпускающие, из числа лиц, допущенных приказом руководителя предприятия;
— дежурный инструктор парашютно-десантной подготовки.
1.14. В этом случае дежурный инструктор парашютно-десантной подготовки выполняет обязанности как дежурного по старту, так и дежурного по площадке приземления.
1.15. В распоряжение руководителя воздушной тренировки выделяются транспортные средства, техническое имущество и дежурный врач (фельдшер).
1.16. Тренировочные прыжки с парашютом разрешается выполнять при температуре не ниже -35°С, а с личным составом СПДГ в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – не ниже — 40° С, но не ниже допустимой для данного типа парашютной системы.
1.17. На парашютиста, совершающего прыжки с парашютом, действуют следующие вредные и опасные производственные факторы:
— падение с высоты;
— метеорологические условия;
— стрессовая нагрузка.
1.18. Каждый парашютист при выполнении учебно-тренировочного прыжка должен иметь:
— основной и запасной парашюты, страхующий прибор;
— одежду, подогнанную по росту и не стесняющую движения в воздухе;
— защитный шлем;
— обувь с не стоптанными каблуками, исправную и хорошо пригнанную по размеру ноги;
— нож, расположенный в легкодоступном месте и привязанный к ранцу запасного парашюта прочным шнуром; шнур должен иметь длину, достаточную для удобного пользования ножом;
1.19. В особых условиях выполнения парашютных прыжков:
— при прыжках на лес – хлопчатобумажный комбинезон, жесткий шлем и ботинки (сапоги) кожаные с фиксацией голеностопного сустава;
— при прыжках с неуправляемыми парашютными системами – жесткий шлем и ботинки (сапоги) кожаные с фиксацией голеностопного сустава, в остальных случаях разрешается выполнять учебно-тренировочные прыжки с парашютом в спортивной обуви кроссового типа;
— электрический фонарь при прыжках в ночное время;
— высотомер при прыжках с задержкой в раскрытии и с парашютом типа «крыло»;
— при прыжках на воду – спасательный жилет (пояс);
— в зимнее время – утепленную куртку (комбинезон), утепленный шлем (шапку-ушанку), зимние ботинки (сапоги), пятипалые утепленные перчатки.
1.20. Выполнять учебно-тренировочные парашютные прыжки на парашютных системах типа «крыло» в летнее время разрешается в спортивной трикотажной одежде и спортивной обуви кроссового типа (кроссовки, кеды).
1.21. В случае получения парашютистом травм дежурный врач должен оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, и в случае тяжелой травмы организовать эвакуацию пострадавшего в ближайшее лечебное заведение.
1.22. За нарушение требований данной инструкции, виновные привлекаются к ответственности в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка в отряде.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Тренировочные прыжки с парашютом разрешается проводить на аэродромах и на специально выбранных площадках, отвечающих требованиям безопасности приземления парашютистов:
— при выполнении прыжков по программе первоначального обучения – не менее 600×600м;
— во всех других случаях – не менее 400×200м.
2.2. Площадка приземления должна отвечать следующим требованиям:
— находиться в стороне от воздушных трасс, по которым производятся полеты (допускается выполнять воздушные тренировки вблизи аэродромных узлов при условии непосредственного руководства со стороны руководителя полётов аэродромного узла;
— не иметь препятствий (если это не предусмотрено программой подготовки (тренировки);
— иметь за пределами ее границ (не менее 250-300м) зону безопасности, свободную от строений, железных дорог, линий электропередач, крупных водоемов и других опасных для приземления препятствий;
— иметь подъездные пути для автотранспорта.
2.3. Пригодность площадок для приземления определяется руководителем парашютных прыжков.
2.4. На постоянно используемых площадках для приземления парашютистов для обозначения центра места приземления необходимо выложить крест из двух полотнищ размером 9×2 м белого (оранжевого) цвета. В других случаях площадка приземления может обозначаться сигнальными шашками.
2.5. Для определения силы и направления ветра у земли на специальной подставке установить матерчатый конус.
2.6. Прыжки с парашютом днем разрешается выполнять при скорости ветра у земли:
— не более 5 м/с для начинающих парашютистов;
— не более 10 м/с для опытных парашютистов;
— для инструкторов-парашютистов не ниже 2-го класса – не более 15 м/с с учетом тактико-технических данных (ТТД) основных и запасных парашютов.
2.7. Прыжки с парашютом ночью, а также днем на мерзлый грунт и малоснежный покров разрешается выполнять при скорости ветра у земли:
— не более 4 м/с для начинающих парашютистов;
— не более 8 м/с для инструкторов-парашютистов и опытных парашютистов.
2.8. Прыжки с парашютом на воду выполнять при волнении воды не превышающем 3-х баллов и при скорости ветра у поверхности воды:
— не более 8 м/с для начинающих парашютистов;
— не более 10 м/с для опытных парашютистов и инструкторов-парашютистов.
2.9. Минимальная высота прыжка без задержки раскрытия основного парашюта:
— типа «крыло» – 1000 м;
— круглой формы – 800 м.
2.10. Минимальная высота раскрытия ранца основного парашюта, считая от поверхности земли, над которой производятся эти прыжки:
— тандем – 1200 м;
— начинающие парашютисты, выполняющие прыжки с задержкой в раскрытии основного парашюта – 1100 м;
— парашютисты, выполняющие прыжки с парашютами типа «крыло» – 1000 м;
— парашютисты, выполняющие прыжки с парашютами круглой формы – 800 м.
2.11. При необходимости, по решению руководителя воздушной тренировки подготовленным парашютистам разрешается выполнение прыжков и раскрытие ранца основного парашюта на высотах ниже указанных, но не ниже минимальной высоты раскрытия основного парашюта по ТТД.
2.12. Во всех случаях нижняя граница облаков должна быть не ниже 300 м.
2.13. Перед началом прыжков с парашютом руководитель воздушной тренировки проводит специальный целевой инструктаж по охране труда и безопасным приёмам при прыжках с парашютом.
2.14. После проведения целевого инструктажа руководителем воздушной тренировки, парашютисты должны подготовить и осмотреть свои парашюты, обращая особое внимание на исправность вытяжной веревки парашюта, вытяжного кольца с тросиком и шпильками или вытяжного устройства со шпилькой, замка стабилизирующего парашюта, замков отсоединения свободных концов, правильность монтажа и установки параметров страхующего прибора.
2.15. При обнаружении каких-либо неисправностей у основного или запасного парашютов парашютист к прыжку не допускается, а парашют подлежит переукладке.
2.16. Для парашютистов, выполняющих прыжки на десантных системах, устанавливается очередность выполнения прыжков в группе в зависимости от веса парашютистов: первыми выполняют прыжки парашютисты с большим весом.
2.17. После надевания парашютов должностные лица инструкторского состава должны проверить парашютистов на линии стартового контроля в соответствии с установленным порядком.
2.18. После проверки на контрольной линии выпускающему разместить парашютистов в ВС в порядке очередности прыжков на местах, определенных руководством по лётной эксплуатации (РЛЭ) данного ВС.
2.19. Во время первого полета на десантирование с помощью пристрелочного приспособления провести расчет прыжка.
2.20. По результатам выброски пристрелочного парашюта вносятся соответствующие коррективы в расчет прыжка.
2.21. В одном заходе воздушного судна разрешается выполнять групповые прыжки только с однотипными парашютами.
2.22. Тренировочные прыжки с задержкой раскрытия ранца основного парашюта должны выполняться с обязательным наличием страхующего прибора, высотомера или секундомера.
2.23. При проведении прыжков ночью на площадке приземления выложить световые знаки, обозначающие направление ветра и место приземления.
2.24. Прыжки с парашютом на воду выполнять только при наличии у парашютистов готовых к применению индивидуальных авиационных спасательных плавательных средств.
2.25. Прыжки с парашютом на воду разрешается выполнять только днем при температуре воды не ниже 17 С и глубине зоны приводнения не менее 1,5 м.
2.26. В случае применения морских спасательных костюмов (комплектов) прыжки с парашютом на воду можно выполняться при любой температуре воды и воздуха.
2.27. Центр района приводнения должен быть оборудован не ближе 500 м от скалистых берегов, трасс движения рейсовых судов, яхт, катеров и обозначен плотом или надувной лодкой, окрашенными в белый или оранжевый цвет. Плавательные средства, предназначенные для подбора парашютистов и отцепленных парашютов, должны быть, как правило, моторными.
2.28. Лица, назначенные в состав команды обслуживания и подбора парашютистов, должны уметь хорошо плавать и знать основные правила оказания помощи людям при несчастных случаях на воде.
2.29. Тренировочные прыжки на воду проводить с одиночных воздушных судов с интервалами, обеспечивающими подбор ранее приводнившихся парашютистов.
2.30. При первоначальной подготовке к выполнению производственных прыжков на лес каждый обучаемый должен совершить три тренировочных прыжка с парашютом в защитном снаряжении, из которых:
— один прыжок (первый) на аэродром – при силе ветра у земли не более 5 м/сек;
— два прыжка на лес при ветре над пологом не более 7 м/сек.
2.31. При первых двух прыжках защитное снаряжение надевается на земле перед посадкой в ВС, а при третьем прыжке – в воздушном судне.
2.32. Для выполнения тренировочных прыжков на лес выбирается участок хвойного или смешанного насаждения размеров не менее 75×75 м, не имеющий захламления и сухостойных деревьев, с высотой древостоя в пределах 14-18 м.
2.33. Тренировочные прыжки с парашютом на лес проводятся на облиственные и хвойные насаждения при температуре воздуха не ниже +5°С.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. После достижения ВС высоты 200 м выпускающему зацепить карабины вытяжных веревок начинающих парашютистов за троса, закрепленные в грузовой кабине.
3.2. После зацепления карабинов парашютистам запрещается брать в руки вытяжную веревку своего или чужого парашюта.
3.3. Парашютист, который отделяется от воздушного судна последним, контролирует зацепление карабина у выпускающего (если это необходимо).
3.4. При полете на воздушном судне каждый парашютист обязан:
— выполнять команды выпускающего;
— соблюдать установленные меры безопасности в обращении с парашютом и страхующими приборами;
— следить за правильностью положения своей вытяжной веревки и веревки соседнего парашютиста;
— при обнаружении какой-либо неисправности или плохом самочувствии немедленно доложить об этом выпускающему.
3.5. Парашютисты должны знать и соблюдать команды, подаваемые выпускающим, а также команды световой и звуковой сигнализации:
— «Приготовиться» – загорание желтого светосигнализатора и два коротких звуковых сигнала;
— «Пошел» – загорание зеленого светосигнализатора и продолжительный звуковой сигнал;
— «Отставить» – загорание красного светосигнализатора и прекращение звукового сигнала.
3.6. В случае отсутствия на площадке приземления выложенного из полотнищ креста (зажженных сигнальных шашек) выброска парашютистов запрещается.
3.7. По команде «Приготовиться» начинающим парашютистам, сидящим по левому борту, встать с сидений, подойти к двери и принять положение полной готовности к отделению от воздушного судна согласно их задания. Если выброска всех парашютистов производится в один заход, то встать и занять положение для отделения также и парашютистам, сидящим по правому борту. Опытным парашютистам занять положение в дверном проеме или с внешней стороны воздушного судна (если позволяет конструкция и ТТД ВС) согласно задания.
3.8. По команде «Пошел» парашютисту отделиться от воздушного судна и в зависимости от задания, но не раньше чем через 2-3 сек. после отделения, выдернуть вытяжное кольцо или выполнить задержку (стабилизацию) на заданное время.
3.9. При выполнении прыжков по программе групповой акробатики перед раскрытием парашюта необходимо выполнить разбежку во избежание столкновений во время и после раскрытия.
3.10. После раскрытия купола парашюта и его осмотра, убедиться в исправности парашюта и отсутствии в опасной близости других парашютистов, занять в подвесной системе удобное для обзора и приземления положение, определить направление снижения и примерное место своего приземления.
3.11. Направление снижения определить по опознавательным знакам, выложенным на площадке приземления, и по местным ориентирам.
3.12. Перед приземлением на высоте 100-150 м парашютисту необходимо:
— с помощью строп управления установить купол против ветра, при необходимости развернуться в подвесной системе лицом навстречу набеганию земли;
— соединить ступни и голени вместе, слегка согнуть ноги в коленях и в зависимости от скорости горизонтального перемещения вытянуть их вперед;
— перенести взгляд вперед в предполагаемую точку приземления;
— удерживать cтупни ног перед приземлением параллельно плоскости земли.
3.13. При подготовке к приземлению (на высоте не ниже 100м) и приземлении независимо от типа парашютной системы всё внимание сосредоточить на правильность заблаговременной изготовки для приземления. Парашютисту запрещается отвлекать внимание на высотомер, т.к. данный прибор имеет достаточно большую степень погрешности в определении высоты. Определение высоты осуществлять исключительно визуальным способом.
3.14. Данные требования являются безопасными приемами охраны труда при изготовке к приземлению парашютиста независимо от различных погодных условий (ветер, дождь, снег и т.д.).
3.15. При выполнении парашютных прыжков на парашютах типа «крыло», при приземлении в группах от двух и более человек, сохранять общее направление захода на посадку.
3.16. В случае пересекающихся курсов приоритет имеет парашютист, находящийся ниже. При пересечении курсов на одной высоте приоритет имеет парашютист находящийся справа относительно направления полёта воздушного судна в момент выброски.
3.17. Приземление необходимо выполнять на ступни обеих ног, при этом не следует стремиться устоять на ногах, необходимо упасть вперед или на бок. Приземление опытных парашютистов, выполняющих парашютные прыжки на парашютах типа «крыло», может выполняться специально отработанными способами.
3.18. Данные требования являются безопасными приемами охраны труда при приземлении парашютиста независимо от различных погодных условий (ветер, дождь, снег и т.д.).
3.19. В ночное время перед отделением от воздушного судна и в течение спуска на парашюте во избежание временного ослепления не следует смотреть на сильные источники света.
3.20. В ночное время контроль высоты осуществлять с помощью парашютного высотомера с подсветкой циферблата.
3.21. Во время ночных прыжков, необходимо ноги, слегка согнутые в коленях, свести вместе и быть постоянно готовым к приземлению. Для осмотра купола парашюта после его раскрытия и обозначения своего места приземления нужно иметь электрический фонарь, или какой либо источник света, закрепляемый на теле парашютиста и включаемый в момент отделения.
3.22. Освещать воздушное судно и снижающихся парашютистов с земли прожектором запрещается.
3.23. При спуске под куполом парашюта ночью парашютист должен выбрать хорошо видимый ориентир, определить по нему направление ветра, развернуться с учетом ветра (на нейтральных парашютах – по сносу, на парашютах типа «крыло» против ветра).
3.24. При подготовке к приводнению парашютисту:
3.24.1. выполняющему прыжок на парашютной системе с расположением запасного парашюта на груди до высоты не ниже 200 м необходимо:
— заправить под бедра круговую лямку подвесной системы парашюта;
— отстегнуть со стороны, противоположной кольцу, ранец запасного парашюта от главной круговой лямки и отвести его в сторону;
— отстегнуть карабины ножных обхватов, а затем карабин грудной перемычки подвесной системы парашюта;
— вывести правую руку из плечевого обхвата, держась левой рукой за лямку;
— при прыжке со спасательным парашютом и с индивидуальной спасательной лодкой ввести в действие систему газонаполнения лодки, а затем раскрыть замок подвесной системы и вывести ножные обхваты из скоб круговой лямки;
— включить систему газонаполнения жилета;
— при касании воды ногами выпрямить корпус тела и быстро освободиться от подвесной системы;
3.24.2. выполняющему прыжок на парашютной системе с расположением основного и запасного парашютов за спиной необходимо:
— приводнится в непосредственной близости от плота, отмечающего центр района приводнения;
— при касании воды ногами осуществить отцепку основного парашюта и вплавь добраться до плота;
3.24.3. после приводнения парашютист обязан:
— поддуть камеры жилета воздухом через клапаны поддува, при наличии индивидуальной спасательной лодки влезть в нее;
— при подходе катера подать вершину купола парашюта на катер и подняться в него самому.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При выполнении прыжков с парашютом возможны случаи, когда возникает угроза безопасному исходу прыжка. Каждый парашютист должен быть готов к грамотным действиям по предотвращению таких случаев и их ликвидации.
4.2. К наиболее характерным особым случаям при выполнении прыжков с парашютом относятся:
4.2.1. Полный отказ основного парашюта.
4.2.2. Отказ в работе вытяжного устройства основного парашюта:
— Попадание стабилизирующего парашюта в ноги парашютиста.
— Попадание вытяжного парашюта в ноги парашютиста.
— Попадание вытяжного парашюта в область затенения за парашютистом.
— Зацеп вытяжного парашюта за тело парашютиста или элементы конструкции ранца или подвесной системы.
4.2.3. Частичный отказ основного парашюта.
4.2.4. Зависание парашютиста за воздушным судном.
4.2.5. Схождение парашютистов в воздухе во время парашютирования и попадание одного из парашютистов в стропы другого.
4.2.6. Попадание парашютиста в восходящие и нисходящие потоки воздуха.
4.2.7. Приземление на препятствия.
4.2.8. Столкновение парашютистов в свободном падении или травмы, полученные в результате отделения от или в процессе свободного падения.
4.2.9. Приводнение.
4.3. Полный отказ основного парашюта.
4.3.1. При полном отказе основного парашюта немедленно открыть запасной парашют. При выполнении парашютных прыжков с парашютной системой, оборудованной кольцевым запирающим устройством (КЗУ), перед введением в действие запасного парашюта выдернуть звено рассоединения КЗУ основного парашюта. После раскрытия запасного парашюта запрещается делать попытки к открытию основного парашюта.
4.4. Отказ в работе вытяжного устройства основного парашюта.
4.4.1. В результате неправильного отделения от воздушного судна (или раскрытии ранца основного парашюта в неправильном положении) стабилизирующий (вытяжной) парашют может пройти между ног или под рукой парашютиста и привести к полному отказу основного парашюта. В этом случае необходимо широко развести ноги (руки) и изменить положение тела, для того чтобы набегающий поток вывел стабилизирующий парашют из зацепления. Если такая попытка не дала положительных результатов, немедленно ввести в действие запасной парашют согласно п. 4.3.
4.4.2. В случае раскрытия основного парашюта при неправильном положении тела парашютиста вытяжной парашют может:
— попасть в область затенения за парашютистом;
— зацепиться за парашютиста или элементы конструкции ранца и подвесной системы.
4.5. Во всех случаях для выведения вытяжного парашюта из области затенения или устранения зацепа необходимо:
— изменить положение тела так, чтобы вытяжной парашют вышел из области затенения;
— попытаться освободить от зацепа вытяжной парашют;
— в случае неудачной попытки освобождения от зацепа вытяжного парашюта, действовать как указано в п.3.4.3.
4.6. Частичный отказ основного парашюта.
4.6.1. Во всех случаях, когда произошел частичный отказ основного парашюта, создающий угрозу нормальному приземлению, парашютист обязан ввести в действие запасной парашют.
4.6.2. При частичном отказе основного парашюта:
а) для парашютных систем, не оборудованных системой отсоединения основного парашюта (типа КЗУ) для введения в действие запасного парашюта необходимо:
— свести ноги вместе и подогнуть их под себя;
— придерживая левой рукой клапаны ранца запасного парашюта, правой рукой энергично выдернуть вытяжное кольцо и выбросить него;
— взять купол обеими руками и резко отбросить его от себя в сторону и вверх (в случае вращения парашютиста купол отбрасывается в сторону вращения), а затем для ускорения наполнения купола воздухом помогать руками выходу строп из сот ранца и, взявшись за несколько верхних строп, рывками подтягивать их на себя до наполнения купола;
б) для парашютных систем оборудованных системой отсоединения основного парашюта (типа КЗУ) для введения в действие запасного парашюта необходимо:
— выбросить кольцо основного парашюта (если конструкция парашютной системы предусматривает его наличие);
— свести ноги вместе и подогнуть их под себя;
— отцепить основной парашют и выбросить звено рассоединения;
— энергично выдернуть вытяжное кольцо запасного парашюта и выбросить его;
— изменяя положение тела, обеспечить попадание вершины купола запасного парашюта в набегающий поток.
в) для парашютных систем, оборудованных системой отсоединения основного парашюта и расположением запасного парашюта за спиной парашютиста, для введения в действие запасного парашюта необходимо:
— выбросить кольцо основного парашюта (если конструкция парашютной системы предусматривает его наличие);
— свести ноги вместе и подогнуть их под себя;
— отцепить основной парашют и выбросить звено отсоединения;
— изменяя положение тела, обеспечить попадание вытяжного устройства запасного парашюта в набегающий поток;
— энергично выдернуть вытяжное кольцо запасного парашюта и выбросить его.
4.7. Зависание парашютиста за воздушным судном.
4.7.1. В случае зависания парашютиста экипаж ВС должен принять все меры для поднятия зависшего парашютиста на борт.
4.7.2. Зависший парашютист должен содействовать облегчению своего подъема на борт самолета. При наличии системы отсоединения основного парашюта (типа КЗУ) парашютист должен отцепить основной парашют.
4.7.3. При невозможности поднять зависшего парашютиста на борт самолета зависший парашютист обязан, используя свой или поданный на фале нож, обрезать удерживающую его вытяжную веревку и ввести в действие запасной парашют согласно правил ввода в действия запасного парашюта, как при полном отказе.
Зависшему парашютисту производить отцепку основного парашюта, либо его отрезание по команде выпускающего.
4.7.4. Если по каким-либо причинам зависший парашютист не может обрезать основной парашют, то выпускающий должен обрезать вытяжную веревку, предупредив зрительно об этом зависшего парашютиста.
4.7.5. При зависании с основным парашютом запрещается раскрывать запасной парашют, не отсоединившись полностью от воздушного судна.
4.8. Схождение парашютистов в воздухе во время парашютирования.
4.8.1. Вследствие нарушения парашютистами дистанции при отделении от самолета или из-за непостоянного движения воздушных потоков, могут иметь место отдельные случаи схождения парашютистов. В обоих случаях может возникнуть опасность попадания одного парашютиста в купол и стропы другого.
4.8.2. При создавшейся угрозе встречи двух парашютистов во время снижения им необходимо принять все меры, чтобы не допустить близкого схождения друг с другом. Для этой цели применяется скольжение.
Парашютист, первым заметивший вероятность схождения, обязан:
— оценить обстановку и определить наиболее выгодное направление скольжения;
— предупредить об этом другого парашютиста голосом;
— указать ему направление скольжения и группы свободных концов, которые необходимо натянуть для выполнения расхождения.
4.8.3. В каждом отдельном случае схождения положение парашютистов по отношению к направлению встречного движения может быть различным. В любом положении надо применять скольжение так, чтобы отходить в правую сторону от оси встречного движения.
4.8.4. При использовании управляемых парашютов парашютисты должны пользоваться стропами управления.
4.8.5. Если предотвратить схождение не удалось, и один из парашютистов зацепился за стропы другого, им необходимо быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и принять все меры, обеспечивающие снижение и благополучное приземление обоих парашютистов даже на одном парашюте.
4.8.6. В случае использования снаряжения, предусматривающего отцепку основного парашюта, парашютисту, у которого сложился парашют, рекомендуется отцепиться, соблюдая минимальную безопасную высоту отцепки и ввести в действие запасной парашют.
4.8.7. В случае схождения, когда один парашютист прошел между строп другого парашюта и его купол погас или если высота не позволяет отцепить сложившийся парашют, парашютист, находящийся выше, должен быстро ухватить руками погасший купол и удерживать его до момента приземления.
4.8.8. Если парашютисты после схождения оказались на одной высоте, а купола их парашютов в рабочем состоянии, необходимо обхватить друг друга руками и держаться так до момента приземления, при этом во время снижения следует внимательно вести наблюдение за положением куполов и приближением земли…
4.8.9. Если при схождении оказалось, что один парашютист прошел через несколько строп купола другого парашютиста и купол его парашюта начал затягиваться в образовавшуюся петлю, то в этом случае парашютист, в чьи стропы попал другой, должен немедленно обрезать ножом зацепленные стропы. В случае использования снаряжения, предусматривающего отцепку основного парашюта, парашютисту, у которого сложился парашют, рекомендуется отцепиться, соблюдая минимальную безопасную высоту отцепки и ввести в действие запасной парашют.
4.8.10. Если у парашютистов при схождении оба основных купола начали гаснуть, парашютисту, находящемуся выше, немедленно раскрыть запасной парашют и обоим снижаться на одном запасном парашюте. Запасной парашют другого парашютиста применять лишь в случае крайней необходимости.
4.8.11. Если парашютист оказался над куполом другого парашютиста и попал в зону аэродинамического затенения, он должен голосом предупредить об этом нижнего, чтобы тот глубоким скольжением ускорил снижение и отошел в сторону. Сам он должен применить скольжение в обратную сторону. Если угроза касания купола нижнего парашютиста не миновала, верхний парашютист должен в момент касания быстро перебирать ногами, как бы пробегая по куполу нижнего парашютиста, а затем, применяя скольжение, отойти от нижнего парашютиста.
В случае использования управляемых парашютов парашютисты, для ухода из зоны затенения, должны воспользоваться стропами управления.
4.9. Попадание парашютиста в восходящие и нисходящие потоки воздуха.
4.9.1. При попадании в восходящий поток необходимо методом скольжения и разворота купола сойти с потока. Если все предпринятые действия положительных результатов не дали и парашютиста сносит в сторону местности, не обеспечивающей безопасность приземления, то при достижении высоты 2000 м следует освободиться от купола основного парашюта и, сделав для этой высоты максимальную задержку, раскрыть запасной парашют.
4.9.2. При использовании управляемых парашютов необходимо выйти из восходящего потока активным маневрированием.
4.9.3. Попадание в нисходящий поток определяется по ускоренному снижению парашютиста по отношению к рядом снижающимся парашютистам. При попадании в нисходящий поток необходимо путем натяжения свободных концов (левых или правых) произвести скольжение в сторону до выхода из нисходящего потока.
При использовании управляемых парашютов необходимо выйти из нисходящего потока активным маневрированием.
4.10. Приземление на препятствия.
4.10.1. В случаях вероятного приземления на препятствие (лес, здание, линия электропередачи, гористая местность и т. д.) парашютист должен, управляя куполом, уклониться от встречи с препятствием. Если же это сделать невозможно, необходимо своевременно приготовиться к встрече с препятствием.
4.11. Приземление на деревья.
4.11.1. При приземлении на деревья парашютист должен:
а) на парашютах круглой формы:
— на высоте 100 м установить купол против ветра;
— развернуться на свободных концах навстречу набегающей поверхности;
— сжать плотно ноги и вытянуть их вперед;
— встречать препятствия ступнями ног, предохраняя руками лицо от ударов о стволы и ветви деревьев, для этого расположить руки на передних свободных концах на уровне лица, ладонями к себе.
б) на парашютах типа «крыло»:
— на высоте 100 м развернуться против ветра;
— сжать плотно ноги и вытянуть их вперед, встречать препятствие ступнями ног, предохраняя руками лицо от ударов о стволы и ветви деревьев, для этого расположить руки на уровне лица, ладонями к себе;
— закрывая лицо руками, удерживать стропы управления в среднем режиме работы купола, выдерживая направление таким образом, чтобы центральная секция парашюта была направлена на ствол дерева.
В случае зависания на высоком дереве принять меры к безопасному спуску на землю, используя для этой цели купол и стропы запасного парашюта. Для этого парашютист должен:
в) на парашютных системах с передним расположением запасного парашюта:
— глубже сесть в круговой лямке подвесной системы;
— придерживая левой рукой клапаны ранца запасного парашюта, правой рукой энергично выдернуть вытяжное кольцо;
— взять купол обеими руками и резко отбросить его от себя и вниз, в сторону свободную от веток, а затем помогать руками выходу строп из сот ранца;
— отстегнуть тренчики крепления ранца запасного парашюта и сбросить ранец на землю;
— отстегнуть с одной стороны крепление подвесной системы запасного парашюта;
— расстегнуть ножные обхваты, а затем грудную перемычку подвесной системы основного парашюта;
— вывести левую (правую) руку из-под плечевого обхвата и спуститься на землю по подвесной системе основного парашюта, стропам и куполу запасного парашюта;
г) на парашютных системах с задним расположением запасного парашюта:
— развернуться на свободных концах таким образом, чтобы вытяжной парашют запасного парашюта после выдергивания кольца отпрыгнул в сторону свободную от веток;
— ослабить ножные обхваты и расстегнуть грудную перемычку подвесной системы основного парашюта;
— подтягиваясь на свободных концах основного парашюта, освободить ноги из петель ножных обхватов (либо осторожно, чтобы не повредить себя, держась за свободные концы или подвесную систему, перерезать ножные обхваты)
— спуститься на землю по подвесной системе основного парашюта, стропам и куполу запасного парашюта.
4.12. Приземление на строения.
4.12.1. При явной угрозе спуска на строение или высокое препятствие необходимо:
а) для парашютных систем, не оборудованных системой отсоединения свободных концов ОСК КЗУ:
— глубже сесть в круговой лямке подвесной системы;
— отстегнуть с одной стороны крепление подвесной системы запасного парашюта и тренчики крепления ранца запасного парашюта и отвести в сторону запасной парашют;
— расстегнуть ножные обхваты, а затем грудную перемычку подвесной системы основного парашюта;
— приготовиться к быстрому освобождению от парашюта в момент приземления.
При попадании на середину крыши необходимо:
б) для парашютных систем не оборудованных системой ОСК КЗУ:
— следует быстро освободиться от подвесной системы и закрепится на крыше;
в) для парашютных систем оборудованных системой ОСК КЗУ:
— отцепить основной парашют и закрепится на крыше.
Если приземление произошло на край крыши, сразу же оттолкнуться от нее и спрыгнуть на землю, не допуская гашения купола парашюта.
4.13. Попадание на провода.
4.13.1. При попадании на провода парашютист должен оттолкнуться от них ступнями ног, предохраняя лицо от возможных ударов об опоры и провода. При попадании в провода стараться пройти между ними, не допуская попадания проводов между ног и касания их руками.
4.14. Столкновение парашютистов в свободном падении, или травмы полученные в результате отделения от ВС или в процессе свободного падения.
4.14.1. В случае столкновения двух и более парашютистов в свободном падении необходимо:
— с помощью рук оттолкнуться от парашютиста (парашютистов) с которым(ми) произошли столкновения;
— принять стабильное положение свободного падения;
— определив свободное направление воздушного пространства, выполнить разбежку до высоты раскрытия ранца основного парашюта;
— перед раскрытием ранца основного парашюта выполнить отмашку для предупреждения парашютистов, находящихся выше, о начале раскрытия ранца основного парашюта.
4.14.2. В случае получения парашютистом травмы, полученной в результате отделения ВС или в процессе свободного падения необходимо:
— принять стабильное положение свободного падения;
— в зависимости от ситуации, сохраняя положение стабильного падения достигнуть высоты раскрытия ранца основного парашюта;
— в зависимости от ситуации, раскрыть ранец основного или запасного парашюта.
4.15. При парашютировании, в зависимости от ситуации и полученной травмы, необходимо, минимально маневрируя, обеспечить безопасное приземление.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. После приземления, если под действием ветра парашютиста протаскивает по земле, необходимо погасить купол парашюта. Для этого парашютист должен взять 1-2 нижних стропы и, перехватывая руками, энергично подтягивать их к себе до тех пор, пока купол полностью не погаснет или же быстро встать на ноги и забежать с подветренной стороны от купола парашюта.
5.2. Если из-за сильного ветра погасить купол не удается, парашютист должен использовать быстро отстегивающийся замок, либо замки КЗУ (в случае их наличия), при их отсутствии – обрезать свободные концы.
5.3. Приземлившись, парашютист должен освободиться от подвесной системы, собрать и уложить парашют в переносную сумку, явиться на сборный пункт.
5.4. После приземления парашют, перед укладкой его в переносную сумку, тщательно очищается от снега.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *