Инструкция по охране труда для машиниста башенного крана - APFIA.RU
Меню Закрыть

Инструкция по охране труда для машиниста башенного крана

Инструкция по охране труда для машиниста башенного крана

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К выполнению работы по профессии машинист башенного крана (далее — машинист) допускаются работники не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по программе для подготовки машинистов, аттестованные квалификационной комиссией и получившие удостоверение.
1.2. Машинист должен пройти обучение и проверку знаний норм и правил работы в электроустановках и получить соответствующую группу по электробезопасности.
1.3. Машинист имеет право работать только на том типе крана, который указан в удостоверении.
1.4. При переводе машиниста с одного типа крана на другой, машинист перед назначением на должность должен пройти обучение и аттестацию; при переводе машиниста с одной модели крана на другую он должен ознакомиться с особенностями устройства и обслуживания этого крана и пройти стажировку.
1.5. Машинист, имеющий на руках удостоверение на право управления и обслуживания крана и допущенный к самостоятельной работе, должен знать:
— производственную инструкцию, руководство по эксплуатации крана, параметры и технические характеристики крана;
— устройство крана, устройство и назначение его механизмов и приборов безопасности;
— сроки и результаты проведенных технических освидетельствований и технических обслуживаний крана;
— факторы, влияющие на устойчивость крана, и причины потери устойчивости;
— ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки трущихся частей крана;
— установленный порядок обмена сигналами со стропальщиками;
— безопасные способы зацепки и строповки грузов;
— правила безопасного перемещения грузов кранами;
— требования, предъявляемые к крановым путям и их содержанию;
— требования, предъявляемые к канатам, съемным грузозахватным приспособлениям и таре;
— проект производства строительно-монтажных работ и технологическую карту складирования грузов;
— приемы освобождения от действия электрического тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания им первой помощи;
— ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов и ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, а также лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами.
1.6. Машинист, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда при управлении и обслуживании башенного крана.
1.7. Машинист, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.8. Машинисту запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.
1.9. Во время работы на машиниста могут оказывать неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:
— потеря устойчивости и опрокидывание крана;
— высокое нервно-эмоциональное напряжение;
— нахождение рабочего места на значительной высоте от земли;
— электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека;
— острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхностях стальных канатов, грузоподъемных механизмов и грузозахватных приспособлений, деталей и узлов башенного крана и инструмента;
— неблагоприятный микроклимат в кабине крана;
— недостаточная освещенность рабочего места и рабочей зоны.
1.10. Машинист должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами.
1.11. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха машинист обязан сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
1.12. Если машинист оказался свидетелем несчастного случая, то он должен оказать первую помощь пострадавшему и сообщить о случившемся руководству.
1.13. Машинист должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.14. Машинист должен соблюдать установленный для него режим рабочего времени и времени отдыха.
1.15. Для предупреждения возможности возникновения пожара машинист должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушений со стороны других работников.
1.16. Машинист, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.
1.17. Машинист несет ответственность за координацию работы стропальщиков, с которыми он работает.
1.18. За повреждения, причиненные действием крана вследствие выполнения неправильно поданного сигнала, несут ответственность, как машинист, так и стропальщик, подавший неправильный сигнал.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы машинист должен ознакомиться с записями в вахтенном журнале, проектом производства работ, произвести приемку крана и убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, узлов и других частей крана, а также кранового пути.
2.2. Для проверки исправности механизмов машинист должен выполнить следующее:
— осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть и противоугонные захваты;
— проверить наличие и исправность ограждений механизмов и электрооборудования, наличие в кабине диэлектрических ковриков;
— проверить, смазаны ли передачи, подшипники и канаты, а также в каком состоянии находятся смазочные приспособления и сальники;
— осмотреть в доступных местах металлоконструкции крана (башню, стрелу, портал) и соединения отдельных секций башни, стрелы и элементов их подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т.д.);
— осмотреть в доступных местах канаты и их крепление на барабане, стреле и в других местах, обращая внимание на правильность укладки канатов в ручьях блоков и барабанов, а в зимний период — на отсутствие примерзания грузового и стрелового канатов;
— осмотреть крюк, его крепление в обойме и замыкающее устройство на нем или другой сменный грузозахватный орган, установленный вместо крюка;
— проверить комплектность противовеса и надежность крепления его элементов;
— проверить наличие приборов и устройств безопасности на кране: концевых выключателей, ограничителя грузоподъемности, анемометра, указателя грузоподъемности в зависимости от вылета, сигнального прибора, аварийного рубильника и др.;
— проверить исправность освещения крана и рабочей зоны;
— проверить наличие пломбы и замка на защитной панели;
— осмотреть крановые пути и тупиковые упоры;
— осмотреть гибкий токоподводящий кабель, а также заземляющие проводники;
— проверить наличие проходов (шириной не менее 700 мм) между краном и строящимся зданием, и другими сооружениями на всем пути передвижения кранов.
2.3. Машинист обязан совместно со стропальщиком проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и тары, соответствие их массе и характеру груза, наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.
2.4. При приемке работающего крана его осмотр должен производиться совместно с машинистом, сдающим смену.
2.5. Осмотр крана должен осуществляться только при неработающих механизмах и при отключенном рубильнике в кабине, осмотр токоподводящего кабеля — при отключенном рубильнике, подающем напряжение на кран.
2.6. Перед пуском крана машинист должен включить рубильник в кабине, лишь убедившись, что на кране никого нет, а штурвалы и рукоятки контроллеров находятся в нулевом положении.
2.7. После осмотра крана перед пуском его в работу машинист обязан опробовать вхолостую все механизмы крана и проверить при этом исправность действия:
— механизмов крана и электрической аппаратуры;
— тормозов;
— приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране;
— нулевой блокировки магнитных контроллеров;
— радиопереговорной связи.
2.8. При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами машинист, не приступая к работе, должен сделать запись в вахтенном журнале и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, и ИТР, ответственному за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.
2.9. Машинист не должен приступать к работе на кране при наличии следующих неисправностей:
— имеются трещины или деформации в металлоконструкции крана, ослаблены болты в местах разъемных стыков;
— в элементах подвески стрелы (серьгах, тягах и др.) имеются трещины, отсутствуют шплинты;
— повреждены или отсутствуют зажимы крепления канатов или ослаблено крепление;
— стреловой или грузовой канаты имеют число обрывов проволочек или поверхностный износ, превышающий установленную норму, оборванную прядь или местное повреждение;
— механизмы подъема груза, стрелы, передвижения или поворота крана имеют дефекты;
— детали тормозов механизмов крана имеют повреждения;
— износ крюка в зеве превышает 10 % первоначальной высоты сечения; неисправно устройство, замыкающее зев крюка; нарушено крепление крюка в обойме;
— неисправны или отсутствуют концевые выключатели механизмов подъема груза, стрелы и передвижения крана, указатель грузоподъемности, ограничитель грузоподъемности, анемометр или сигнальный прибор;
— повреждены канатные блоки и полиспасты;
— отсутствуют ограждения механизмов или голых токоведущих частей электрооборудования, а также отсутствует или повреждено заземление;
— неисправны крановые пути;
— повреждены или отсутствуют противоугонные устройства;
— площадка для установки крана не соответствует проекту производства работ;
— истекли сроки технического освидетельствования, ремонта, технического обслуживания и профилактического осмотра.
2.10. Машинист перед началом работы должен проверить наличие удостоверения на право производства работ у стропальщика, если стропальщик впервые приступает к работе с ним.
2.11. Машинист не должен приступать к работе, если для производства строповки грузов выделены рабочие, не имеющие удостоверений стропальщиков.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. При работе крана машинист должен руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации крана, производственной инструкцией, а также проектом производства работ или технологическими картами.
3.2. Во время работы механизмов крана машинист не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.
3.3. Машинист не должен допускать посторонних лиц на кран, а также передавать кому бы то ни было управление краном без разрешения ИТР, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.
3.4. Подниматься на кран и сходить с него во время работы механизмов передвижения, поворота и подъема не разрешается.
3.5. Если в работе механизмов был перерыв (остановка), то перед их включением машинист должен подать предупредительный звуковой сигнал.
3.6. Прежде чем осуществлять какое-либо движение краном, машинист обязан убедиться в том, что в зоне работы крана нет посторонних людей.
3.7. Машинисту не разрешается производить изменение вылета во время строповки (зацепки) груза и при его освобождении.
3.8. Включение и остановку механизмов крана машинист должен производить плавно, без рывков.
3.9. Машинист не должен производить перевод с прямого хода на обратный до полной остановки механизмов, за исключением тех случаев, когда необходимо предотвратить аварию или несчастный случай.
3.10. Подход крана к концевым выключателям или отключающим устройствам должен осуществляться только на пониженной скорости.
3.11. Машинисту запрещается выводить из действия приборы безопасности, а также производить работу краном при их неисправности.
3.12. Во время подъема стрелы машинист должен следить, чтобы она не поднялась выше положения, соответствующего наименьшему рабочему вылету.
3.13. Не разрешается производить подъем, опускание и перемещение груза при нахождении людей под грузом.
3.14. При перемещении грузов машинист должен руководствоваться следующими правилами:
3.14.1. Работать краном следует только по сигналу стропальщика; если стропальщик подает сигнал, действуя вопреки инструкции, то машинист по такому сигналу не должен производить требуемого маневра крана; сигнал «Стоп» машинист обязан выполнить независимо от того, кто его подает.
3.14.2. Необходимо определять грузоподъемность крана для каждого вылета стрелы с помощью указателя грузоподъемности.
3.14.3. Перед подъемом груза необходимо предупредить стропальщика и всех, находящихся около крана работников о необходимости их ухода из зоны перемещения груза, зоны возможного падения груза и опускания стрелы.
3.14.4. При загрузке и разгрузке транспортных средств работа крана разрешается только при отсутствии людей на транспортных средствах, в чем машинист должен предварительно убедиться.
3.14.5. Устанавливать крюк подъемного механизма над грузом следует так, чтобы при подъеме груза исключалось косое натяжение грузового каната.
3.14.6. При подъеме груза необходимо предварительно поднять его на высоту не более 200-500 мм, чтобы убедиться в правильности строповки, устойчивости крана и исправности действия тормозов, после чего производить подъем груза на нужную высоту.
3.14.7. При подъеме груза расстояние между обоймой крюка и блоками на стреле должно быть не менее 500 мм.
3.14.8. Перемещаемые в горизонтальном направлении грузы (грузозахватные приспособления) следует предварительно приподнять не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути предметов.
3.14.9. При перемещении груза, находящегося вблизи стены, колонны, штабеля, автомашины, вагона, станка или другого оборудования, следует предварительно убедиться в отсутствии стропальщика и других людей между поднимаемым грузом и указанными предметами.
3.14.10. Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально предназначенной для этого таре; при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов.
3.14.11. Перед подъемом груза из траншеи, котлована, колодца и т. п. и перед опусканием груза следует предварительно убедиться путем опускания свободного (ненагруженного) крюка и осмотра грузовой лебедки в том, что при его низшем положении на барабане остаются навитыми не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.
3.14.12. Укладку и разборку груза следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы.
3.14.13. Необходимо внимательно следить за канатами и в случае спадания их с барабанов или блоков, образования петель или при обнаружении повреждений каната временно прекратить работу крана.
3.14.14. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки.
3.14.15. Опускать перемещаемый груз разрешается только на предусмотренное проектом производства работ или технологической картой место, где исключается возможность падение, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза.
3.15. При производстве работ машинисту запрещается:
3.15.1. Перемещать груз, застропованный рабочими, не имеющими прав стропальщика, а также применять грузозахватные приспособления без бирок или клейм.
3.15.2. Производить погрузку и разгрузку грузов краном при отсутствии схем их правильной обвязки и зацепки.
3.15.3. Поднимать или кантовать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана для данного вылета стрелы.
3.15.4. Подтаскивать груз по земле крюком крана при косом натяжении канатов.
3.15.5. Отрывать крюком груз, засыпанный или примерзший к земле, заложенный другими грузами.
3.15.6. Освобождать краном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы и т. п.).
3.15.7. Поднимать железобетонные и бетонные изделия, не имеющие маркировки массы, а также с поврежденными петлями, неправильно обвязанный груз.
3.15.8. Поднимать кирпич, плитку и другие материалы, уложенные на поддонах без ограждения.
3.15.9. Подавать материалы в оконные и дверные проемы, если они не имеют приемных площадок, а также на балконы.
3.15.10. Укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также на краю откоса или траншеи.
3.15.11. Укладывать груз на леса или перекрытия без письменного разрешения лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
3.15.12. Поднимать людей или груз с находящимися на нем людьми, а также груз, выравниваемый массой людей или поддерживаемый руками.
3.15.13. Производить монтаж, демонтаж или ремонт кранового пути при помощи крана, на котором он установлен.
3.15.14. Передавать управление краном работникам, не имеющим прав на управление краном, и машинистам, не назначенным приказом по предприятию.
3.15.15. Производить погрузку грузов в автомобиль и разгрузку их при нахождении водителя или других людей в кабине.
3.15.16. Производить регулировку тормоза механизма подъема при поднятом грузе.
3.15.17. Опускать стрелу с грузом до вылета, на котором грузоподъемность крана будет меньше массы поднимаемого груза.
3.15.18. Поднимать баллоны со сжатым или сжиженным газом, не уложенные в специальные контейнеры.
3.15.19. Оставлять на площадках и механизмах крана инструменты, детали, посторонние предметы и т.п.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При внезапном прекращении электропитания крана или при остановке крана по другим причинам машинист должен поставить штурвалы или рукоятки контроллеров в нулевое положение и выключить рубильник в кабине. Если при этом груз остался в поднятом положении, машинист обязан через стропальщика или других рабочих вызвать лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и в его присутствии опустить груз путем ручного растормаживания.
4.2. Машинист обязан опустить груз, прекратить работу крана и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами в следующих случаях:
4.2.1. При поломке механизмов или металлоконструкций крана.
4.2.2. При появлении напряжения на корпусе электродвигателя, контроллера, кожухе аппаратов, крюке или металлических конструкциях крана.
4.2.3. При закручивании канатов грузового полиспаста.
4.2.4. При возможном касании противовесом при повороте крана выступающих частей здания, лесов или других сооружений.
4.2.5. При обнаружении неисправности кранового пути.
4.2.6. При недостаточном освещении места работы крана, сильном снегопаде или тумане, а также при плохой видимости сигналов стропальщика или перемещаемого груза.
4.2.7. При понижении температуры воздуха ниже допустимой, указанной в паспорте крана.
4.2.8. При приближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает допустимую, указанную в паспорте крана.
4.2.9. При ложном срабатывании электрической, тепловой или другой защиты крана, а также приборов безопасности.
4.3. При потере устойчивости крана машинист должен немедленно прекратить подъем, подать предупреждающий сигнал, опустить груз на землю и установить причину аварийной ситуации.
4.4. Если металлические элементы крана оказались под напряжением, машинист должен предупредить работающих об опасности, самому принять меры личной безопасности от поражения электрическим током и через других работников сообщить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, для принятия мер по отключению крана от питающей сети.
4.5. При возникновении на кране пожара машинист обязан немедленно прекратить работу, отключить рубильник питающей сети, вызвать пожарную охрану по телефону 101 или 112 и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на кране средствами пожаротушения.
4.6. При угоне крана ветром машинист должен принять меры к его остановке, отключить электропитание, покинуть кран и закрепить его всеми имеющимися противоугонными средствами, в том числе используя специальные башмаки.
4.7. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача по телефону 103 или 112 или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы машинист обязан выполнить следующее:
— опустить груз на землю и поднять крюк, освобожденный от стропов, в верхнее положение;
— установить стрелу в положение, указанное в руководстве по эксплуатации крана;
— поставить кран в предназначенное для стоянки место;
— выключить рубильник в кабине;
— закрыть окна в кабине и запереть дверь на замок;
— выключить рубильник на подключенном пункте и запереть последний на замок;
— укрепить кран всеми противоугонными захватами;
— занести в вахтенный журнал сведения о выявленных дефектах и неисправностях.
5.2. Запрещается по окончании работы оставлять груз в подвешенном состоянии.
5.3. По окончании работы необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом, при необходимости, принять душ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *