Предлагаемый опросник позволяет исследовать пять основных свойств личности, наиболее компактно выражающих структуру личности с точки зрения, ее общественной сущности и главных индивидуально- психологических особенностей: организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие.
Инструкция Уважаемый товарищ! Вы участвуете в исследовании индивидуальных особенностей личности, которое проводится с целью помочь Вам разобраться в себе и наметить пути самовоспитания. Прочитав вопрос, ответьте на него «да», либо «нет», либо «не знаю». Представляя свое поведение в той или иной ситуации, старайтесь быть объективным: опросник имеет контрольную шкалу.
- С вечера я планирую свои дела на будущий день.
- Черновую работу (мытье посуды, вскапывание огорода и т.д.) выполняю с неохотой.
- Жизнь класса проходит мимо меня.
- Прочитываю к занятию не только основную, но и часть дополнительной литературы.
- Я люблю петь.
- Я всегда радуюсь успехам других людей.
- Люблю наводить порядок у себя дома.
- Возражаю, когда меня выбирают на руководящие должности.
- У меня не хватает времени следить за книжными новинками.
- Встретившись с произведением искусства (книгой, музыкой, спектаклем и т.д.), магу расчувствоваться до слез.
- Часто мне не удается сделать то, что я наметил.
- Свои обещания я всегда выполняю.
- Мне постоянно приходится кому-нибудь помогать.
- Из источников информации предпочитаю телевидение и кино.
- Мое тело откликается на танцевальную музыку.
- Считаю, что готовиться ко всем урокам невозможно.
- Могу несколько часов подряд заниматься эффективно физической работой, физическими упражнениями.
- Никогда не упускаю возможности побывать в театре, музее.
- Трудную задачу предпочитаю списать у соседа, о не решить сам.
- Бывает, что во время театрального действия, я ем конфеты, мороженое.
- На моем рабочем столе обычно порядок.
- Главное для меня – сделать работу в срок, а качество – как выйдет.
- Несдержанность и повышенный тон простительны, если отстаиваешь свою правоту.
- Иногда я говорю вслух не то, что думаю.
- Принимаю участие в художественной самодеятельности.
- Я, как правило, затягиваю ответ на полученное письмо.
- Ухаживаю за животными.
- У меня постоянно возникают идеи о том, что можно сделать в классе.
- Занимаясь умственной работой, могу жертвовать развлечениями, отдыхом.
- Несколько раз в жизни мне пришлось солгать.
- Вернувшись, домой в грязной обуви, я сразу же привожу ее в порядок.
- В период вынужденной бездеятельности (ожидание чего-либо, болезнь и т.д.) нахожу себе занятие.
- Если человек со связями, я стараюсь завязать с ним дружбу.
- Случается, что на занятии я высказываю спорную точку зрения, выражаю расхождение с мнением учащихся, преподавателя.
- Меня волнует игра актеров на сцене.
- Иногда я только делаю вид, что понимаю собеседника, чтобы не показаться неумным.
- Часто у меня не хватает терпения довести начатое дело до конца.
- Выполнение общественных обязанностей в классе приносит мне удовлетворение.
- Уровень моих умственных достижений вполне достаточен.
- Во время танца для меня главное – просто двигаться.
- Не откладываю на завтра, то, что могу сделать сегодня.
- Правила поведения в общественных местах я выполняю.
- На собрании предпочитаю молчать, хотя имею свою точку зрения.
- Мои интересы требуют терпения, усидчивости.
- Есть полотна живописи, перед которыми я простоял не одну минуту.
- Занятость общественной, домашней работой, спортом и т.п. неблагоприятно сказывается на моей учебе.
- Плохо выполненная работа не дает мне спокойно отдыхать.
- Я всегда радуюсь, получая трудное задание.
- Ради собственного маленького открытия часами, неделями решаю одну и ту же проблему.
- Я тщательно слежу за своей внешностью.
- Ситуация, когда на один день выпадает три урока, к которым надо готовиться, не застает меня врасплох, так как подготовку к ним я планирую заранее.
- Если мой товарищ отстает в учебе, работе, нахожу возможность, чтобы помочь ему.
- Если на воскреснике меня не обеспечили орудиями труда, я использую подручные средства.
- Не пропускаю ни одного мероприятия в культурной жизни города.
- Если передают классическую музыку, а не эстрадную, я выключаю приемник.
- Часто я убегаю на занятия, не успев позавтракать.
- Домашний труд меня обременяет.
- Не выношу критических замечаний.
- Учебника мне вполне достаточно, чтобы подготовиться к занятию.
- Я всегда перехожу улицу в положенном месте.
- Могу пропустить занятия без всяких оснований.
- Иногда я выбрасываю мелкий мусор из окна.
- Во время ссоры не выбираю выражений, могу употребить грубое слово.
- Когда товарищи обмениваются интересной научной информацией, как правило, только слушаю.
- Я собираю пластинки с классической музыкой.
- В моей жизни были ситуации (моменты), которые мне не хочется вспоминать.
- Могу несколько часов подряд эффективно заниматься умственной работой.
- Если отвечающий на уроке не может связать двух слов, мне смешно.
- Не зная ответа на вопрос, надеясь на подсказку.
- Мне нравится гулять с громко включенным магнитофоном, транзистором.
- Если наступит полоса невезения в учебе, у меня пропадает охота заниматься.
- Я всегда бываю согласен стой оценкой, которую мне дает преподаватель.
- Постоянно имею какие-нибудь общественные поручения.
- Я люблю учиться.
- Собираю книги по искусству, репродукции.
- Каждую вещь я сразу кладу на место.
- Выполнение черновой работы считаю унижением личности.
- Могу поддержать разговор на любую тему.
- На занятии меня так и тянет задать по теме вопрос преподавателю.
- Всем подаркам предпочитаю цветы.
- Когда приходится пропускать уроки, мне как-то не по себе.
- Люблю возиться с растениями.
- Пожилые люди раздражают меня своей ворчливостью, медли-тельностью.
- При любых обстоятельствах предпочитаю работу развлечениям.
- Красиво сделанная вещь наталкивает меня на создание чего-то подобного.
- Мой стиль – ликвидировать пробелы в знаниях в период под-готовки к экзамену.
- Люблю оттягивать работу в надежде на то, что мне помогут.
- Если меня покритикуют – в долгу не останусь.
- Мне достаточно, общего знакомства явлениями, пусть другие докапываются до их сути.
- Не успевая выполнить то, что наметил, нахожу себе оправдание.
- Я прихожу минут за десять до начала занятий.
- Люблю длительные перерывы в занятиях, работе.
- Я соглашусь на бесплатную дополнительную работу после выполнения задания.
- Жизнь кажется мне серой и скучной.
- Когда я присутствую на концерте, у меня возникает желание тоже стать исполнителем.
- Я делаю утреннюю зарядку.
- Меня тяготит необходимость тратить время на неинтересную, хотя и нужную черновую работу.
- Уважаю людей, которые могут доставать фирменные вещи.
- Я часто увлекаюсь новым делом, но вскоре остываю.
- У меня не хватает терпения досмотреть фильм, снятый по произведению классической литературы.
- Если я основательно готовлюсь к уроку истории (обществоведения), то остальные уроки остаются неподготовленными.
- Взявшись за работу, делаю ее как можно лучше.
- Люблю подшутить над отвечающим товарищем: подсказать невпопад, строить гримасу и т.п.
- Новую информацию предпочитаю черпать у других людей, а не из книг.
- Иногда я щелкаю семечки, ем что-нибудь на уроке, в кино, трамвае.
- Порой я убегаю на занятия, не успев застелить постель.
- При выполнении хозяйственных дел, например, во время похода, я чувствую себя неуверенно.
- Если на субботнике не подготовлен фронт работ, я беру это на себя.
- Храню вырезки, выписки из газет, журналов.
- Читаю книгу, я, как правило, пропускаю описание природы.
- Общественные поручения выполняю без напоминания.
- Во время сельхозработ думаю об отдыхе, стараясь побыстрее выполнить задание.
- Если я вижу в классе беспорядок (грязная доска, мусор, стулья не на месте и пр.), то тут же устраняю его.
- Во время подготовки к занятиям товарищи обращаются ко мне с просьбой объяснить непонятное.
Организованность | Трудолюбие | Коллективизм | Любознательность | Эстетическое развитие |
1 – да 6 – да-ложь 11 – нет 16 – нет 21 – да 26 – нет 31 – да 36 – нет-ложь 41 – да 46 – нет 51 – да 56 – нет 61 – нет 66 – нет-ложь 71 – нет 76 – да 81 – да 86 – нет 91 – да 96 – да 101 – нет 106 –нет 111 – да | 2 – да 7 – да 12 – да-ложь 17 – да 22 – нет 27 – да 32 – да 37 – нет 42 – да-ложь 47 – да 52 – да 57 – нет 62 – нет 67 – да 72 – да-ложь 77 – нет 82 – да 87 – нет 92 – нет 97 – нет 102 – да 107 – нет 112 — нет | 3 – нет 8 – нет 13 – да 18 – да-ложь 23 – нет 28 – да 33 – нет 38 – да 43 – нет 48 – да-ложь 53 – да 58 – нет 63 – нет 68 – нет 73 – да 78 – да-ложь 83 – нет 88 – нет 93 – да 98 – нет 103 – нет 108 – да 113 – да | 4 – да 9 – нет 14 – нет 19 – нет 24 – нет-ложь 29 – да 34 – да 39 – нет 44 – да 49 – да 54 – да-ложь 59 – нет 64 – нет 69 – нет 74 – да 79 – да 84 – да-ложь 89 – нет 94 – нет 99 – нет 104 – нет 109 – да 114 –да | 5 – да 10 – да 15 – да 20 – нет 25 – да 30 – нет-ложь 35 – да 40 – нет 45 – да 50 – да 55 – нет 60 – да-ложь 65 – да 70 – нет 75 – да 80 – да 85 – да 90 – нет-ложь 95 – да 100 – нет 105 – нет 110 – нет 115 – да |
- Проставляются плюсы при совпадении ответов со шкалой лжи.
- Суммируется количество плюсов по шкале лжи: если сумма плюсов равна 8 и более, то анкета не обрабатывается, так как ответы считаются необъективными.
- Проставляются баллы за совпадение по шкалам свойств личности.
- Суммируется количество баллов по каждой шкале.
- Строится профиль по пяти личностным свойствам.
Например такой профиль:
Организованность. Первая шкала включает вопросы об уровне потребности направлять свои интересы на реализацию целей, на достижение эффективности деятельности, о склонности организовывать режим дня, рабочее место, о легкости (трудности) своевременного переключения с одного вида деятельности на другой, о склонности планировать труд и отдых.
Трудолюбие. Вторая шкала включает вопросы, выявляющие отношение личности к процессу трудовой деятельности, об активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда, об ответственном отношении к труду, творческом подходе, заинтересованности в достижении наилучшего результата, об осознании красоты и общественной полезности своей деятельности.
Коллективизм. Третья шкала включает вопросы об уровне потребности организовывать взаимоотношения и совместную деятельность с другими людьми, что проявляется в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, готовности к взаимодействию и взаимопониманию, взаимопомощи, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга.
Любознательность. Четвертая шкала включает вопросы о потребности познания, интересе к окружающему миру, к новым знаниям, об активном познавательном отношении к отдельным фактам, стремлении познать взаимосвязи окружающего мира.
Эстетическое развитие. Пятая шкала включает вопросы об эстетическом вкусе и эстетическом отношении к действительности, об уровне потребности человека находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и искусстве, оценивать явления и факты, окружающего мира по законам гармонии и красоты.
Условием успешного применения опросника являются доверительные отношения экспериментатора с испытуемыми, наличие у последних готовности к самовоспитанию. Исключается разглашение анкетных данных.
Источник — Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. Ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. – 172 с. (с. 73-78)