Методические рекомендации по организации деятельности организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки - APFIA.RU
Меню Закрыть

Методические рекомендации по организации деятельности организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки

Содержание

Утверждаю
Министр спорта
Российской Федерации
О.В.МАТЫЦИН
9 августа 2023 г.

Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
А.Ю.ПОПОВА
10 августа 2023 г.

Руководитель
Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
А.А.МУЗАЕВ
9 августа 2023 г.

Согласовано
Министр просвещения
Российской Федерации
С.С.КРАВЦОВ
9 августа 2023 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ
ПОДГОТОВКИ С УЧЕТОМ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 30 АПРЕЛЯ 2021 Г. N 127-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

I. Общие положения

Методические рекомендации по организации деятельности организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки с учетом применения норм Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 127-ФЗ), направлены на создание единого физкультурно-спортивного образовательного пространства, начиная с раннего физического развития детей, формирование условий и возможностей для развития массового физкультурно-спортивного движения среди обучающихся и подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, формирование межведомственной и межуровневой системы детско-юношеского спорта в рамках положений Федерального закона N 127-ФЗ.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3894-р утверждена Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года.

Следует обратить внимание, что одной из целей данной Концепции является расширение возможностей для удовлетворения интересов детей и их семей в сфере детско-юношеского спорта, создание у них мотивации к ведению здорового образа жизни и обеспечение вовлечения в систематические занятия спортом не менее 90 процентов детей.

Таким образом, одна из основных задач — это охват детей дополнительным образованием в области физической культуры и спорта.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей, одной из задач которой является обеспечение в каждом субъекте Российской Федерации централизованной системы управления сетью организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.

Пунктом 43 плана мероприятий указанной Концепции предусмотрено сохранение сети организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, в ведении исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере физической культуры и спорта, а ответственными исполнителями определены исполнительные органы субъектов Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ) спортивная школа реализует дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, включающие в себя:

— дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, направленные на вовлечение лиц в систематические занятия физической культурой и спортом, на физическое воспитание, физическое развитие личности, формирование культуры здорового образа жизни, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте, с возможным обеспечением финансирования по кодам бюджетной классификации 0700 и 1101;

— дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, направленные на всестороннее физическое и нравственное развитие, физическое воспитание, совершенствование спортивного мастерства обучающихся посредством организации их систематического участия в спортивных мероприятиях, включая спортивные соревнования, в том числе в целях включения обучающихся в состав спортивных сборных команд, с возможным обеспечением финансирования по коду бюджетной классификации 1103.

Содержание спортивно-оздоровительного этапа определяется дополнительными общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ. На спортивно-оздоровительный этап не распространяются требования федеральных стандартов спортивной подготовки.

Содержание этапа начальной подготовки, учебно-тренировочного этапа (этапа спортивной специализации), этапа совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства определяется дополнительными образовательными программами спортивной подготовки, разрабатываемыми организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.

Примерные дополнительные образовательные программы спортивной подготовки разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки (при их наличии).

Федеральные стандарты спортивной подготовки и примерные дополнительные образовательные программы спортивной подготовки размещены по ссылке: https://www.minsport.gov.ru/activity/high-performance-sports/sports-reserve-training/

II. Организация лицензирования

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон N 99-ФЗ) с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона N 273-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1490 (далее — Положение), образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя деятельность по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.

В связи со вступлением в силу 1 января 2023 г. Федерального закона N 127-ФЗ в вышеназванный перечень включена новая разновидность дополнительных общеобразовательных программ — дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона N 127-ФЗ организации, реализующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона программы спортивной подготовки, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности, срок действия которой является бессрочным (далее — лицензия), не позднее 1 сентября 2023 г.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Федерального закона N 273-ФЗ лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, относится к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — лицензирующие органы).

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 — 3 статьи 13 Федерального закона N 99-ФЗ, а также сведения и документы (копии документов), предусмотренные пунктом 10 Положения.

Основным способом подачи заявления и прилагаемых к нему документов является информационная система, обеспечивающая автоматизацию контрольно-надзорной деятельности за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, исполняющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования (АКНД ПП) (https://akndpp.obrnadzor.gov.ru). Также документы для лицензирования могут быть направлены посредством единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.

Утверждение форм документов, используемых в процессе лицензирования, а также предоставление заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах лицензирующих органов с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация, относятся к полномочиям лицензирующих органов (пункты 3, 4 части 2 статьи 5 Федерального закона N 99-ФЗ).

Соискатели лицензии могут ознакомиться с формами заявления о предоставлении лицензии и документа, содержащего сведения о реализации образовательных программ, утвержденными лицензирующим органом, на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В целях оптимизации работы по подготовке документов для получения лицензии соискатели лицензии могут воспользоваться функционалом АКНД ПП в части предварительного заполнения (размещения) заявления и документов в личном кабинете. Например, одновременно с процессом оформления санитарно-эпидемиологического заключения соискатель лицензии может заполнить заявление (без указания сведений о наличии санитарно-эпидемиологического заключения) в личном кабинете, подгрузить необходимые документы и, не подписывая их электронной цифровой подписью, направить в лицензирующий орган для предварительной проверки.

После предварительной проверки лицензирующим органом поступивших документов и устранения соискателем лицензии замечаний (при наличии) при получении санитарно-эпидемиологического заключения соискателю лицензии необходимо будет внести в документ, содержащий сведения о реализации образовательных программ, реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения и отправить пакет документов в лицензирующий орган, подписав его электронной цифровой подписью.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования — обязательные требования, которые связаны с осуществлением лицензируемых видов деятельности, установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и (или) положениях международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения и действующих в Российской Федерации, направлены на обеспечение достижения целей лицензирования и оценка соблюдения которых осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии, установлены пунктами 5, 6 Положения и включают в себя в том числе лицензионные требования о наличии:

на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (подпункт «а» пункта 5 Положения);

материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам, в соответствии с требованиями, содержащимися в заявленных к лицензированию образовательных программах (подпункт «б» пункта 5 Положения);

санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, заявленным к лицензированию (подпункт «г» пункта 5 Положения).

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие), являются объектами капитального строительства.

Таким образом, необходимые для реализации образовательных программ здания, строения, сооружения, помещения, относящиеся к объектам капитального строительства, в том числе спортивные базы, подлежат лицензированию и указываются в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности (далее — реестр лицензий) в качестве адресов мест осуществления образовательной деятельности.

Кадастровый номер объекта капитального строительства (здания, строения, сооружения, помещения) необходимо указывать в документе, содержащем сведения о реализации образовательных программ.

Вместе с тем в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам, не являющимся объектами капитального строительства, территориям (земельным участкам) и акваториям (водным объектам) установленные лицензионные требования не применяются.

Так, лицензированию не подлежат быстровозводимые сборно-разборные конструкции, воздухоопорные сооружения и иные спортивные объекты (например, велотреки, лыжные, автомобильные трассы и т.п.), а также территории и акватории.

В случае если объекты, не подлежащие лицензированию (например, сборно-разборные конструкции, лыжные трассы и т.п.), необходимы для реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки, то сведения о данных объектах указываются заявителем в документе, содержащем сведения о реализации образовательных программ, в качестве информации о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным образовательным программам. Предоставление соискателем лицензии документов, подтверждающих его соответствие лицензионным требованиям (правоустанавливающие документы, санитарно-эпидемиологическое заключение), в отношении данных объектов не требуется.

В связи с тем, что адреса мест осуществления образовательной деятельности в отношении объектов, не подлежащих лицензированию, в реестре лицензий не указываются, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в части соблюдения лицензионных требований к образовательной деятельности данные объекты, в том числе адреса мест осуществления образовательной деятельности, по которым расположены указанные объекты, контрольными (надзорными) органами не проверяются.

При намерении образовательной организации осуществлять образовательную деятельность по адресу места ее осуществления, расположенному вне места нахождения указанной организации (в другом субъекте Российской Федерации), необходимо обратить внимание на разъяснения, представленные в Рособрнадзор письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2023 г. N 14/78573-ВВ.

Согласно статье 2 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация — это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Общие положения о некоммерческих организациях предусмотрены главой 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон N 7-ФЗ).

Согласно статье 5 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства. Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства и т.д.). Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.

Таким образом, для осуществления образовательной организацией образовательной деятельности на территории иного субъекта Российской Федерации необходимо создание на данной территории филиала.

Сведения о филиалах некоммерческой организации подлежат обязательному внесению в единый государственный реестр юридических лиц (абзац третий пункта 3 статьи 55 ГК РФ, статья 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

При подготовке к получению лицензии соискателю лицензии необходимо обратить внимание на оформление документов, подтверждающих его соответствие отдельным лицензионным требованиям.

Так, в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Положения к соискателю лицензии предъявляется лицензионное требование о наличии у него на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам.

Режим пользования имуществом некоммерческими организациями регламентируется ГК РФ, Федеральным законом N 7-ФЗ, Федеральным законом N 273-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 102 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности.

ГК РФ наряду с правом собственности, правом оперативного управления предусмотрено временное пользование имуществом на основании договора аренды (субаренды), договора безвозмездного пользования.

Нормы Федерального закона N 7-ФЗ не ограничивают право некоммерческих организаций заключать договоры аренды (субаренды) или безвозмездного пользования, предметом которых является передача имущества (зданий, строений, сооружений, помещений) во временное владение и (или) пользование.

Таким образом, в случае, если права на здания, строения, сооружения, помещения, необходимые для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, соблюдение соискателем лицензии лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «а» пункта 5 Положения, может быть подтверждено только договором аренды (субаренды) или договором безвозмездного пользования недвижимым имуществом.

В соответствии с частью 3 статьи 607 ГК РФ в договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Правила, предусмотренные статьей 607 ГК РФ, соответственно применяются к договору безвозмездного пользования (часть 2 статьи 689 ГК РФ).

В связи с вышеизложенным соискателю лицензии при заключении договора аренды (субаренды), договора безвозмездного пользования необходимо указывать в предмете договора данные, позволяющие идентифицировать объект: наименование, адрес, площадь и иные характеристики передаваемого в пользование объекта.

Кроме того, согласно статьям 296, 298 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться им без согласия собственника. Согласие собственника зданий, строений, сооружений, помещений может быть выражено в договоре и подтверждено подписью собственника, а также в отдельном документе (например, в распоряжении) или письме. В случае если согласие собственника на передачу недвижимого имущества выражено в отдельном документе (письме), то указанный документ должен прилагаться к договору безвозмездного пользования (при подаче заявления на получение лицензии).

На основании статьи 15 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации при реализации образовательных программ вправе применять сетевую форму реализации образовательных программ (далее — сетевая форма).

Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона N 273-ФЗ использование сетевой формы осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.

К соискателю лицензии, намеревающемуся реализовывать дополнительные образовательные программы спортивной подготовки с использованием сетевой формы, предъявляется лицензионное требование о наличии договора о сетевой форме в соответствии со статьей 15 Федерального закона N 273-ФЗ (подпункт «г» пункта 6 Положения).

Лицензионные требования, установленные подпунктами «а», «б», «г» пункта 5 Положения, не применяются к соискателю лицензии при намерении реализовывать образовательные программы с использованием сетевой формы в отношении части образовательной программы, не предусмотренной для реализации соискателем лицензии.

С учетом того, что согласно положениям Федерального закона N 273-ФЗ образовательную деятельность вправе осуществлять организации, осуществляющие образовательную деятельность, на основании лицензии по соответствующим видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования (часть 1 статьи 91 Федерального закона N 273-ФЗ), часть образовательной программы, не предусмотренной для реализации соискателем лицензии, вправе реализовывать только организации, имеющие соответствующую лицензию.

Следовательно, исключения в части применения лицензионных требований, установленных подпунктами «а», «б», «г» пункта 5 Положения, применяются только в случае, если организацией-участником является организация, осуществляющая образовательную деятельность (имеющая лицензию) и реализующая часть сетевой образовательной программы (отдельные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практики, иные компоненты) (далее — организация-участник).

В связи с тем, что в силу действующего законодательства Российской Федерации к организациям (научная организация, медицинская организация, организация культуры, физкультурно-спортивная или иная организация), обладающим ресурсами для осуществления образовательной деятельности по сетевой образовательной программе (далее — организация, обладающая ресурсами), исключения лицензионных требований не применимы, к соискателю лицензии, использующему ресурсы организации, обладающей ресурсами, применяются установленные лицензионные требования без исключений.

Исходя из того, что часть образовательной программы, заявленной соискателем лицензии к лицензированию, будет реализовываться организацией-участником, адрес места осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы для реализации такой образовательной программы не указывается в реестре лицензий (часть 4 статьи 91 Федерального закона N 273-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 99-ФЗ за предоставление лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Однако согласно пункту 7 изменений, которые внесены в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2023 г. N 63 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2022 г. N 1589», оплата государственных пошлин в рамках оказания государственных услуг за предоставление лицензии, внесение изменений в реестр лицензий, продление срока действия лицензии по заявлениям, поданным с 26 января до 31 декабря 2023 г., не требуется.

Информация о лицензировании образовательной деятельности, а также о лицах, ответственных за информирование организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, размещена на официальных сайтах лицензирующих органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Использование при необходимости школьной спортивной инфраструктуры в рамках сетевого взаимодействия необходимо осуществлять в соответствии с методическими рекомендациями Минпросвещения России и Минспорта России по обеспечению доступности использования спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций для занятий физической культурой и спортом населением, которые размещены по ссылке: https://фцомофв.рф/files/ioe/documents/LK6RVOMFXCSF25BIPYQC.pdf.

В то же время предоставление общеобразовательными организациями своей спортивной инфраструктуры для ее использования не должно осуществляться в ущерб образовательной деятельности общеобразовательных организаций, а также деятельности их школьных спортивных клубов и проведению физкультурно-спортивных мероприятий во внеурочное время.

Подтверждением отсутствия негативных последствий заключенных договоров должно быть предоставление соискателем лицензии к договору аренды, договору безвозмездного пользования экспертного заключения по оценке последствий заключения договоров (далее — экспертная оценка). Экспертная оценка проводится комиссией, в состав которой входят представители муниципалитета по образованию.

Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» договор аренды и договор безвозмездного пользования не могут заключаться, если в результате проведенной экспертной оценки установлена возможность ухудшения условий, указанных в абзаце первом настоящей части.

Вместе с тем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 в разделе 3 методических рекомендаций учтены вопросы обеспечения антитеррористической защищенности общеобразовательных организаций.

Использование школьной спортивной инфраструктуры осуществляется в соответствии с постановлением Роспотребнадзора от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», и в соответствии с письмом Роспотребнадзора от 17 мая 2021 г. N 02/9601-2021-23 санитарное законодательство не содержит запрета на использование спортивных помещений и территорий образовательных организаций для занятий спортом населения и проведение различной образовательной деятельности.

Также при осуществлении последовательности и преемственности при реализации общеразвивающих программ и программ спортивной подготовки необходимо использовать потенциал развития школьных спортивных клубов.

Методические рекомендации по созданию школьных спортивных клубов общеобразовательных организаций размещены по ссылке: https://фцомофв.рф/files/ioe/documents/Z3WS7TU5D1GMONQ6622F.pdf.

Также разработаны методические рекомендации по созданию школьных спортивных клубов в малокомплектных общеобразовательных организациях с малым контингентом обучающихся с учетом развития индивидуальных видов спорта, которые размещены по ссылке: https://еип-фкис.рф/wp-content/uploads/2021/01/Методические_рекомендации_по_ШСК_в_малок_ОО2_1.pdf.

III. Обеспечение проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, необходимой для получения санитарно-эпидемиологического заключения в целях лицензирования образовательной деятельности

Пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии (несоответствии) санитарным правилам выдаются на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, порядок организации и проведения которых утвержден приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. N 224 (далее — Порядок).

Согласно пунктам 2, 13 Порядка в ходе санитарно-эпидемиологической экспертизы проводится оценка соответствия зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления деятельности, в том числе образовательной, требованиям санитарных правил. При этом для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы видов деятельности представляются заявление о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы и правоустанавливающие документы или их копии.

Таким образом, проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований без правоустанавливающих документов не представляется возможным.

Следует также учитывать, что согласно СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» ранее построенные объекты эксплуатируются согласно проектам, по которым были построены.

IV. Заработная плата и аттестация тренеров-преподавателей, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, в целях присвоения квалификационных категорий

4.1. Формирование заработной платы тренеров, старших тренеров, перешедших на должности тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей

Статьей 84 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.

В соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ и в целях исполнения пункта 26 Плана мероприятий по реализации на всех уровнях публичной власти Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2022 г. N 1643-р, установлено, что высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, Минпросвещения России, Минспорту России, Минфину России и Минтруду России необходимо проработать вопрос по обеспечению оплаты труда тренеров-преподавателей, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с сохранением существующих подходов, сложившихся для тренеров, в том числе в части сохранения основных параметров стимулирования.

В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» в части повышения средней заработной платы отдельных категорий работников, а также письмом Минтруда России от 12 февраля 2018 г. N 14-1/10/В-891 федеральными органами исполнительной власти должно быть обеспечено доведение в среднем по субъектам Российской Федерации соотношения средней заработной платы, в том числе для педагогических работников организаций дополнительного образования детей, до 100% к средней заработной плате учителей в соответствующих субъектах Российской Федерации.

Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год, утвержденными Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы (утверждены РТК 23 декабря 2022 г., протокол N 11) (далее — Единые рекомендации), в разделе IX «Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования» предусмотрены следующие пункты в части реализации Федерального закона N 127-ФЗ:

«36.9. При переводе в соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона N 127-ФЗ работников физкультурно-спортивных организаций с наименованием должности «тренер» на должности педагогических работников с наименованиями «тренер-преподаватель», «старший тренер-преподаватель» применяются соответствующие положения, регулируемые нормативными правовыми актами, предусмотренными настоящим разделом Единых рекомендаций.

36.9.1. В целях недопущения при оплате труда тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей, в том числе переведенных с должностей тренеров, снижения применяемых ранее по этим должностям выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера, рекомендуется использовать порядок и размеры таких выплат, предусмотренных по должности «тренер» разделом XII Единых рекомендаций.

36.9.2. При переводе тренеров на должности тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей рекомендуется не допускать снижения общего размера их заработной платы, выплачиваемой по ранее занимаемой должности, с учетом сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

В отношении нагрузки тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, разъяснения будут направлены дополнительно.».

4.2. Аттестация тренеров-преподавателей в целях присвоения квалификационных категорий

Аттестация тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, установленным приказом Минпросвещения России от 24 марта 2023 г. N 196 (далее — Порядок).

Согласно разделу III Порядка аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами, в ведении которых находятся такие организации, а аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальных и частных организаций, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Для аттестации тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей, осуществляющих реализацию дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, в целях установления квалификационной категории в состав аттестационный комиссии необходимо включать представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта.

Аттестация тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей проводится на основе всестороннего анализа показателей профессиональной деятельности, который должен включать в себя показатели деятельности спортивной подготовки обучающихся, результаты их участия в спортивных мероприятиях различного уровня.

V. Заключительные положения

Реализация Федерального закона N 127-ФЗ должна быть направлена на эффективное обеспечение гармонизации законодательства о физической культуре и спорте и законодательства об образовании на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, в том числе включая организационные меры по выполнению данных мероприятий, их методическое сопровождение, актуализацию соответствующих стратегических и программных документов, правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

Переход спортивных школ системы образования и системы физической культуры и спорта на дополнительные образовательные программы спортивной подготовки не должен привести к сокращению контингента обучающихся.

В результате реализации Федерального закона N 127-ФЗ должна быть сформирована межведомственная система детско-юношеского спорта для вовлечения детей в систематические занятия физической культурой и спортом, а также единое физкультурно-спортивное образовательное пространство, позволяющее организациям, осуществляющим спортивную подготовку, независимо от их ведомственной принадлежности осуществлять подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *