Методические рекомендации по разработке и реализации образовательных программ высшего образования, предусматривающих возможность одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций - APFIA.RU
Меню Закрыть

Методические рекомендации по разработке и реализации образовательных программ высшего образования, предусматривающих возможность одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций

Содержание

Письмо Минобрнауки России от 21.07.2023 N МН-5/2645-ДА «О применении отдельных норм законодательства об образовании» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации образовательных программ высшего образования, предусматривающих возможность одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций»)

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в рамках разъяснений о применении отдельных норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 26 мая 2021 г. N 144-ФЗ, направляет для учета в работе методические рекомендации по разработке и реализации образовательных программ высшего образования, предусматривающих возможность одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

Д.В.АФАНАСЬЕВ

Приложение.

Методические рекомендации по разработке и реализации образовательных программ высшего образования, предусматривающих возможность одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации по разработке и реализации образовательных программ высшего образования, предусматривающих возможность одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций (далее — Методические рекомендации), разработаны в рамках реализации норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 26 мая 2021 г. N 144-ФЗ, в части:

— разработки организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее — Организация), в рамках образовательных программ высшего образования профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и возможности включать в них компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций (часть 8.1 статьи 12 Закона об образовании);

— предоставления обучающимся академического права на освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ, получение одной или нескольких квалификаций (пункт 6 части 1 статьи 34 Закона об образовании).

1.2. Методические рекомендации определяют возможные модели разработки и реализации образовательных программ высшего образования, предусматривающих возможность одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций (далее — Образовательная программа, предусматривающая получение нескольких квалификаций, программа).

1.2. Настоящее Методические рекомендации разработаны в соответствии с:

— Законом об образовании;

— приказом Минобрнауки России от 6 апреля 2021 г. N 245 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (далее — Порядок организации образовательной деятельности);

— приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;

— приказом Минпросвещения России от 26 августа 2020 г. N 438 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;

— приказом Минобрнауки России от 27 июля 2021 г. N 670 «Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации, приложений к ним и их дубликатов, утвержденного (далее — Порядок заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании);

— приказами Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1060 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения» и N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (далее вместе — Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования);

— приказом Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. N 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» (далее — Перечень профессий рабочих, должностей служащих);

— приказом Минобрнауки России от 12 июля 2021 г. N 607 «Об утверждении порядка перевода обучающегося в другую образовательную организацию, реализующую Образовательную программу высшего образования соответствующего уровня»;

— приказом Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. N 636 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» (далее — ГИА, порядок проведения ГИА);

— приказом Минтруда России от 15 ноября 2016 г. N 649н «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре».

1.3. Основные понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях:

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования;

Самостоятельно разрабатываемые и утверждаемые образовательные стандарты (далее — СУОС) — образовательные стандарты, самостоятельно разрабатываемые и утверждаемые образовательными организациями высшего образования в соответствии с частью 10 статьи 11 Закона об образовании;

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции;

Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Законом об образовании случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;

Образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

Дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки — образовательные программы, направленные на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации;

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих;

Квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

2. Разработка и реализация Образовательной программы

Разработка и реализация Образовательной программы в рамках действующего законодательства может осуществляться в соответствии со следующими моделями:

Модель 1. Образовательная программа высшего образования по нескольким направлениям подготовки (специальностям) соответствующего уровня высшего образования.

Модель 2. Образовательная программа высшего образования, интегрированная с программой(ами) профессиональной переподготовки.

Модель 3. Образовательная программа высшего образования, интегрированная с программой(ами) профессионального обучения.

Порядок разработки и реализации образовательной программы высшего образования по нескольким направлениям подготовки (специальностям) соответствующего уровня высшего образования в соответствии с Моделью 1

Законодательство об образовании предусматривает возможность разработки по нескольким направлениям подготовки одной программы бакалавриата или программы магистратуры, по нескольким специальностям одной программы специалитета.

Таким образом, Организация вправе разработать интегрированную образовательную программу по нескольким направлениям подготовки (специальностям), предусматривающую получение выпускником нескольких квалификаций высшего образования.

При разработке Образовательной программы рекомендуется придерживаться следующей последовательности:

Шаг 1

При формировании Образовательной программы, предусматривающей получение нескольких квалификаций, разработанной по нескольким направлениям подготовки (специальностям) высшего образования необходимо учитывать:

— требования всех соответствующих ФГОС высшего образования (СУОС) одного уровня высшего образования (в том числе срок обучения, объем образовательной программы);

— требования соответствующих профессиональных стандартов (при наличии) и (или) квалификационных справочников;

— перспективы развития рынка труда.

Шаг 2

Объем Образовательной программы, предусматривающей получение нескольких квалификаций, а также объем каждого блока дисциплин (модулей), практик, государственной итоговой аттестации, устанавливаются в рамках объемов, предусмотренных соответствующими ФГОС высшего образования (СУОС).

Если требования к объему программы и (или) ее блоков во ФГОС высшего образования (СУОС) различаются, при разработке Образовательной программы берется большее значение.

Шаг 3

При реализации Образовательной программы, предусматривающей получение нескольких квалификаций, разработанной по нескольким направлениям подготовки (специальностям) высшего образования, выстраивать учебный процесс необходимо с учетом равноценности получаемых выпускником квалификаций.

Шаг 4

Образовательная программа, предусматривающая получение нескольких квалификаций, должна устанавливать весь перечень общепрофессиональных компетенций, установленных соответствующими ФГОС высшего образования (СУОС).

Шаг 5

Профессиональные компетенции, а также дисциплины (модули) и практики, в рамках которых формируются компетенции, Организация определяет самостоятельно на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии), квалификационных справочников и (или) требований рынка труда с учетом присваиваемых выпускнику квалификаций.

Шаг 6

При разработке Образовательной программы, предусматривающей получение нескольких квалификаций, Организация выбирает один или несколько типов учебной практики и один или несколько типов производственной практики из каждого перечня, установленного соответствующими ФГОС высшего образования (СУОС).

Шаг 7

Государственная итоговая аттестация (далее — ГИА) обучающихся по Образовательной программе, предусматривающей получение нескольких квалификаций, должна быть направлена на определение соответствия результатов освоения обучающимися программы требованиям всех соответствующих ФГОС высшего образования (СУОС).

В случае, если одним ФГОС высшего образования (СУОС) предусмотрена исключительно подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы, а другим ФГОС высшего образования (СУОС) предусмотрена, в том числе, подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена, то Организации, при реализации Образовательной программы, предусматривающей получение нескольких квалификаций, разработанной по нескольким направлениям подготовки (специальностям), необходимо предусмотреть обе формы ГИА.

Шаг 8

Организация создает государственную экзаменационную и апелляционную комиссии по Образовательной программе, предусматривающей получение нескольких квалификаций, или несколько государственных экзаменационных и апелляционных комиссий по соответствующим направлениям подготовки (специальностям).

Членами государственной экзаменационной комиссии являются ведущие специалисты, в том числе представители работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности по каждой квалификации, предусмотренной программой.

Шаг 9

По результатам успешного освоения Образовательной программы, предусматривающей получение нескольких квалификаций, выпускнику выдается диплом соответствующего уровня о высшем образовании, в котором указываются квалификации высшего образования согласно Перечням специальностей и направлений подготовки высшего образования.

Порядок разработки и реализации образовательной программы высшего образования, интегрированной с программой(ами) профессиональной переподготовки в соответствии с Моделью 2

Дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

В образовательную программу могут быть включены дисциплины (модули), практики, направленные на развитие, дополнение компетенций выпускника и освоение им нового вида профессиональной деятельности. При этом набор дисциплин (модулей), практик может быть разнообразным и зависеть от актуальных потребностей региона.

При разработке Образовательной программы рекомендуется придерживаться следующей последовательности:

Шаг 1

При разработке образовательной программы высшего образования, интегрированной с программой(ами) профессиональной переподготовки, необходимо учитывать:

— требования соответствующих ФГОС высшего образования (СУОС);

— требования к разработке программ профессиональной переподготовки;

— требования соответствующих профессиональных стандартов (при наличии) и (или) квалификационных справочников;

— перспективы развития рынка труда.

Суммарный объем дисциплин (модулей), практик, направленных на формирование компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации в рамках Образовательной программы должен составлять не менее 250 академических часов.

Шаг 2

Определить наименование, характеристику квалификации(ий) и перечень компетенций, направленных на освоение нового вида профессиональной деятельности.

Шаг 3

Интегрировать программу(ы) профессиональной переподготовки в образовательную программу высшего образования.

Шаг 4

Освоение программ профессиональной переподготовки завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой Организацией.

Проверка результатов освоения программ(ы) профессиональной переподготовки, интегрированной(ых) в образовательную программу высшего образования, может быть осуществлена как в рамках промежуточной аттестации, так и в рамках ГИА.

Шаг 5

По результатам успешного освоения образовательной программы высшего образования и программ(ы) профессиональной переподготовки Организацией выдается два документа об образовании и (или) о квалификации:

— диплом о высшем образовании, в котором указывается квалификация в соответствии с Перечнями специальностей и направлений подготовки высшего образования;

— диплом(ы) о профессиональной переподготовке.

При освоении программ(ы) профессиональной переподготовки параллельно с получением высшего образования впервые диплом о профессиональной переподготовке выдается одновременно с получением диплома о высшем образовании.

При этом в случае успешного освоения программы профессиональной переподготовки и наличия у обучающегося диплома о среднем профессиональном образовании или высшем образовании, диплом о профессиональной переподготовке может быть выдан до окончания освоения соответствующей образовательной программы высшего образования.

Порядок разработки и реализации образовательной программы высшего образования, интегрированной с программой(ами) профессионального обучения в соответствии с Моделью 3

Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Программы профессионального обучения могут реализовываться в том числе путем их интеграции в образовательные программы высшего образования.

При разработке Образовательной программы рекомендуется придерживаться следующей последовательности:

Шаг 1

При разработке образовательной программы высшего образования, интегрированной с программой(ами) профессионального обучения, необходимо учитывать:

— требования соответствующего ФГОС высшего образования (СУОС);

— требования к разработке программ профессионального обучения;

— требования соответствующих профессиональных стандартов (при наличии) и (или) квалификационных справочников;

— перспективы развития рынка труда.

Шаг 2

Проанализировать Перечень профессий рабочих, должностей служащих с целью разработки соответствующих программ профессионального обучения.

Шаг 3

Определить перечень компетенций, формируемых в результате освоения программ(ы) профессионального обучения.

Шаг 4

Интегрировать программу(ы) профессионального обучения в образовательную программу высшего образования.

Текст документа приведен в соответствии с официальным текстом документа.

Шаг 4

Освоение программ профессионального обучения завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен проводится Организацией, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих (при наличии таких разрядов, классов, категорий).

Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.

Проверка результатов освоения программ(ы) профессионального обучения, интегрированной(ых) в образовательную программу высшего образования, может быть осуществлена как в рамках промежуточной аттестации, так и в рамках ГИА.

Шаг 5

По результатам успешного освоения Образовательной программы Организацией выдается два документа об образовании и (или) о квалификации:

— диплом о высшем образовании, в котором указывается квалификация в соответствии с Перечнями специальностей и направлений подготовки высшего образования;

— свидетельства о профессии рабочего, должности служащего, в котором указывается квалификация в соответствии с Перечнем профессий рабочих, должностей служащих.

При успешном освоении программы профессионального обучения свидетельство о профессии рабочего, должности служащего может быть выдано до окончания освоения образовательной программы высшего образования.

3. Заключительные положения

3.1. Прием обучающихся на Образовательную программу, предусматривающую получение нескольких квалификаций, осуществляется в соответствии Законом об образовании.

3.2. В целях ознакомления абитуриентов с информацией о реализуемых Образовательных программах, предусматривающих получение нескольких квалификаций, и их содержанием, образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации о реализуемых программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей программой.

3.3. Перевод на обучение по Образовательной программе, предусматривающей получение нескольких квалификаций, из одной Организации в другую осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами Организации, разработанными в соответствии с Порядком перевода.

Перевод на обучение по Образовательной программе, предусматривающей получение нескольких квалификаций, внутри Организации регулируется локальными нормативными актами Организации.

3.4. При освоении Образовательной программы обучающимся, который имеет среднее профессиональное, высшее или дополнительное образование и (или) обучается (обучался) по образовательной программе среднего профессионального, высшего или дополнительного образования, и (или) имеет способности и (или) уровень развития, позволяющие освоить образовательную программу в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего образования по Образовательной программе, установленным Организацией в соответствии с ФГОС высшего образования, по решению Организации осуществляется ускоренное обучение такого обучающегося по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным нормативным актом организации.

Организация образовательного процесса по Образовательной программе при обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, осуществляется в соответствии с настоящим Порядком организации образовательной деятельности и локальными нормативными актами организации.

3.5. Обучающийся имеет право на зачет результатов обучения по дисциплинам (модулям) и (или) иным компонентам, в том числе практикам, освоенным (пройденным) обучающимся при получении среднего профессионального образования и (или) высшего образования, а также дополнительного образования (при наличии) (далее вместе — результаты обучения).

Зачет Организацией результатов обучения, освоенных обучающимся в других образовательных организациях, осуществляется в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Закона об образовании.

Зачет Организацией результатов обучения, освоенных обучающимся внутри Организации, осуществляется в порядке и формах, установленных локальным нормативным актом Организации.

Зачтенные результаты обучения учитываются в качестве результатов промежуточной аттестации.

Директор Департамента
государственной политики
в сфере высшего образования
Т.В.РЯБКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *