Приложение N 5
к Рекомендациям по выбору метода
оценки уровня профессионального
риска и по снижению уровня такого
риска, утвержденным приказом
Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 28 декабря 2021 г. N 926
Стрессы на работе
Вопросы | Да | Нет |
Требования по работе | ||
Работают ли сотрудники (регулярно или эпизодически) в условиях напряжения (например, при быстром темпе работы, наличии жестких требований по времени выполнения работы)? | ||
Работают ли сотрудники (регулярно или эпизодически) в режиме ненормированного рабочего дня? | ||
Выполняется ли (регулярно или эпизодически) работниками большой объем работы? | ||
Существует ли баланс между требованиями к физическому и умственному состоянию работников, необходимых для выполнения порученной им работы, с реальными возможностями и способностями работников к выполнению этой работы? | ||
Присутствует ли при выполнении работы монотонность нагрузки? | ||
Существуют ли риски иной, не связанной с человеческим фактором природы — физические, химические (напр. шум, температура, хим. вещества и т.д.)? | ||
Ознакомлены ли работники со своими трудовыми обязанностями? | ||
Наблюдается ли социальная изоляция сотрудников при выполнении ими работы? | ||
Управление рабочим процессом | ||
Оказывают ли работники влияние на способы (методы) выполнения порученной им работы? | ||
Оказывают ли работники влияние на содержание выполняемой ими работы? | ||
Имеют ли работники при выполнении порученной им работы возможность планировать свою работу, принимать решения и брать на себя ответственность? | ||
Наблюдается ли при постановке задачи ее дробление на отдельные задания настолько, что работники не представляют себе конечную цель поставленной задачи? | ||
Планируется ли заранее график (состав) рабочих смен на заданный период работы (месяц, квартал, год)? | ||
Планируется ли график (состав) рабочих смен на заданный период работы (месяц, квартал, год) с учетом мнения работников? | ||
Работают ли сотрудники в режиме гибкого графика рабочего дня (смены)? | ||
Социальный климат | ||
Наблюдается ли напряженный социальный климат на рабочих местах? | ||
Наблюдается ли слабое взаимодействие между различными группами работников (или различными структурными подразделениями)? | ||
Наблюдаются ли межличностные конфликты или конфликты между группами работников? | ||
Наблюдаются ли неразрешенные противоречия и конфликты между работниками и руководителями? | ||
Присутствует ли жесткая конкуренция между работниками внутри одного структурного подразделения? | ||
Наблюдаются ли агрессия или сексуальные домогательства? | ||
Существует ли риск насилия в отношении работников со стороны других лиц (оскорбления, угрозы, физическое насилие)? | ||
Поддержка | ||
Получают ли работники поддержку со стороны руководителей и коллег? | ||
Получают ли сотрудники отзывы (положительные или отрицательные) на свою работу? | ||
Отмечаются ли или поощряются сотрудники за успешно выполненную работу? | ||
Организуется ли стажировки и наставничество на рабочем месте для вновь поступивших работников? | ||
Получают ли работники поддержку при структурных изменениях на предприятии (или в случаях неясности относительно перспектив предприятия и т.д.) с целью снижения их беспокойства? |
Примеры предупредительных мер
Требования по работе
Обеспечивать работников необходимыми ресурсами, доступными как в обычном, так и в напряженном режиме работы.
Организовывать рабочие процессы, исключающие «пиковые» перегрузки, насколько это возможно.
Заблаговременно предупреждать о производственных планах и возможных предстоящих периодах, в которые режим труда будет более напряженным.
Контролировать рабочую нагрузку, проводить систематические проверки физического и психологического состояния работников в течение периодов повышенной рабочей нагрузки.
Иметь резерв времени для минимальных и согласованных видов «временных компенсаций» работникам после периодов напряженной работы.
Обеспечивать необходимый уровень квалификации работников для выполнения работы.
Обеспечивать учет способностей и возможностей работника при установлении требований к выполнению порученной работнику работы, а также исключить случаи «недогрузки» и «перегрузки» работника.
Обеспечивать проведение регулярного обучения работников умениям управлять ходом выполнения своих заданий.
Поощрять работников, которые постоянно развивают свои навыки и умения.
Повышать разнообразие выполняемых работ, использовать метод выполнения работ или заданий «по кругу».
Проводить оценку и предотвращение рисков на рабочем месте.
Определять роли, функции и ответственность работников.
Организовывать работу таким образом, чтобы сотрудник работал как минимум с одним коллегой. Способствовать развитию форм взаимодействия сотрудников, как на работе, так и вне ее посредством неформальных встреч, проведения социальных и иных мероприятий, улучшающих взаимодействия
в коллективе.
Управление рабочим процессом
Проводить консультации с работниками и их представителями относительно организации, содержания и целей работы.
Делегировать работникам ответственность и задачи поиска путей решения проблем, признавать их навыки и компетентность.
Наблюдать и оценивать, насколько работники довольны своей работой.
Повышать чувство ответственности работников за свой участок работы путем акцента на их достижения в работе, отмечать их вклад в конечный результат.
Планировать и заблаговременно информировать сотрудников о графике рабочих смен.
Проводить консультации с работниками относительно графика рабочих смен, установить, по возможности, специальное время в течение рабочего дня (смены), которое работники могут использовать для собственных нужд.
Предоставить возможность работникам с учетом особенностей организации производства самостоятельно планировать свой график.
Ввести гибкий график рабочего времени и организовать условия труда для работников, имеющих семьи.
Социальный климат
Развивать и внедрять способы разрешения конфликтов и противоречий
на рабочем месте.
Организовывать собрания работников и обсуждать существующие проблемы. Содействовать работникам в самостоятельном определении источников проблем
и путей их решений.
Обеспечивать наличие в группах или командах работников со сходными типами личности.
Проводить тренинги по предотвращению межличностных конфликтов
с обращением внимания на развитие умений и навыков управления у руководителей.
Содействовать развитию культуры взаимного уважения.
Обеспечивать поддержку отдельных категорий работников (например, молодых работников).
Развитие и внедрение политики противодействия агрессивному поведению.
Избегать выполнения работ в одиночку.
Организовывать рабочие места так, чтобы исключить возможность насилия
в отношении работников, например, путем установки специальных ограждений, системы слежения и других мер.
Сформировать и реализовывать политику предотвращения насилия
в отношении работников с доведением до сведения работников о недопустимости насилия и о мерах, предпринимаемых компанией по защите своих работников
от насилия.
Создать эффективную систему связи для оперативного прохождения информации об имевшихся инцидентах и возможных проблемах.
Обучать персонал приемам поведения в случае угрозы насилия (распознавание возможности насилия, возможного распространения насилия, получение помощи, другим действиям по предотвращению и нераспространению насилия).
Поддержка
Обучать руководителей вопросам изучения мнения работников, способам поощрения и поддержки деятельности своих подчиненных.
Организовывать стажировку на рабочих местах для новых работников, привлекать опытных работников для проведения инструктажа, непосредственного руководства и наблюдения за новыми работниками.
Организовывать открытое обсуждение с работниками и их представителями всех планируемых изменений (до, в течение и после изменений), связанных с работой (включая вопросы высвобождения работников).
Предоставлять работникам возможность обсуждать и оказывать влияние на возможные изменения, связанные с работой.
Организовать для работников, подлежащих сокращению, специальное обучение и консультации по вопросам их будущего трудоустройства.