Инструкция. Тест содержит 40 незаконченных предложений. Вам необходимо дополнить каждое из них так, чтобы получились предложения, в которых выражена законченная мысль. Сразу записывайте первое пришедшее в голову окончание незаконченного предложения. Старайтесь работать быстро. Время выполнения задания фиксируется.
ТЕСТ
- В такой ситуации…
- Легче всего…
- Несмотря на то, что…
- Чем дольше…
- По сравнению с…
- Каждый…
- Жаль, что…
- В результате…
- Если…
- Несколько лет тому назад…
- Самое важное то, что…
- Только…
- На самом деле…
- Настоящая проблема в том, что…
- Неправда, что…
- Придет такой день, когда…
- Самое большое…
- Никогда…
- В то, что…
- Вряд ли возможно, что…
- Главное в том, что…
- Иногда…
- Лет так через двенадцать…
- В прошлом…
- Дело в том, что…
- В настоящее время…
- Самое лучшее…
- Принимая во внимание…
- Если бы не…
- Всегда…
- Возможность…
- В случае…
- Обычно…
- Если бы даже…
- До сих пор…
- Условие для…
- Более всего…
- Насчет…
- С недавнего времени…
- Только с тех пор…
Обработка результатов и интерпретация
После завершения работы испытуемые сдают заполненные бланки текста. Экспериментатор быстро их просматривает, не вчитываясь в содержание, и если замечает незавершенные предложения, то бланк возвращается с просьбой завершить то или иное предложение. При этом время фиксируется и прибавляется к предыдущему.
Цель обработки результатов — получение индекса эгоцентризма. По величине индекса можно судить об уровне эгоцентрической направленности личности.
Обрабатывать результаты имеет смысл, если испытуемый полностью справился с тестом, поэтому во время тестирования важно следить, чтобы все предложения были закончены. Если в тестовом бланке оказалось более 10 незаконченных предложений, то он не подлежит обработке и анализу. В таком случае испытуемого просят протестироваться еще раз через несколько дней.
Индекс эгоцентризма определяется путем выявления и подсчета предложений, содержащих информацию, указывающую на самого субъекта, то есть тестируемого. Эта информация выражается личными местоимениями «я», «мне», «мой», «мною», «моих» и т. п. Информацию о самом субъекте несут также предложения, в которых указанные местоимений нет, но они явно подразумеваются, поскольку есть глагол первого лица единственного числа.
Индексом эгоцентризма служит количество выше обозначенных предложений. Для удобства подсчета предложений, содержащих это указание о самом субъекте и отражающих его центрацию на себе, в заполненном бланке местоимения первого лица единственного числа или соответствующие глагольные окончания подчеркиваются, а номер предложения обводится кружком.
Для определения уровня эгоцентрической направленности личности и анализа полученных результатов приводится таблица. Она содержит градации уровней эгоцентризма студентов.
Уровень эгоцентрической направленности |
|||||
Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | Очень высокий | |
Первокурсники, обучающиеся первый семестр | |||||
Юноши | 0-1 | 2-7 | 8-22 | 23-30 | 31-40 |
Девушки | 0-1 | 2-7 | 8-22 | 23-29 | 30-40 |
Студенты других курсов | |||||
Юноши | 0-1 | 2-7 | 8-20 | 21-26 | 27-40 |
Девушки | 0-1 | 2-7 | 8-21 | 22-27 | 28-40 |
Лица с высоким уровнем эгоцентризма часто бывают конфликтными, так как недостаточно учитывают, а порой и искажают смысловое содержание сообщения собеседника, что ведет к недопониманию и межличностным проблемам.
В моральном плане эгоцентрическая направленность может вести к эгоизму, которой проявляется в попытках использовать других людей для удовлетворения собственных потребностей и интересов, а также к прагматизму, то есть стремлением связывать все, с чем индивид встречается в жизни, только со своей пользой.
Низкий уровень эгоцентризма часто является следствием постоянного подавления личности ребенка авторитетами. Дома такими людьми становятся родители, а в школе — учителя и некоторые ученики.
В отдельных случаях высокий уровень эгоцентрической направленности может быть ситуативным, вызванным очень значимым для человека событием.
Источник:
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии. — 2002. — 490 с. (с. 29-31).
- Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. Ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. – 172 с. (с. 78-80)