«Иерархия потребностей» модификация И.А. Акиндиновой (др.названия «Пирамида потребностей», Методика актуальности основных потребностей, «Парные сравнения»)
Методика предназначена для выявления актуальности базовых потребностей: материальных, потребности в безопасности, в самовыражении (самоактуализации). С помощью данной методики можно выявить важнейшие потребности-мотиваторы сотрудников. Знание таких потребностей позволяет руководителю эффективно строить систему мотивации в рабочей группе.
Методика допускает индивидуальное и групповое использование. В случае группового обследования число участников не должно превышать 15 человек. Каждому обследуемому должно быть предоставлено отдельное место для выполнения задания. Длительность заполнения не более 20-25 минут. Если в процессе работы у обследуемого возникнут вопросы, психолог должен дать разъяснения.
Инструкция: Вам даются 15 утверждений. Сравните эти утверждения попарно между собою. Начинайте сравнивать первое утверждение со вторым, потом первое утверждение с третьим и т.д. Результаты вписывайте в колонку 1 столбца. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым предпочтительным для себя Вы сочтете второе, то в начальную клеточку вписывайте цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то вписывайте цифру 1. И так делайте при каждом сравнении. Далее проделывайте аналогичные операции со вторым утверждением: сравнивайте его сначала с третьим, потом с четвертым и т.д. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк. Каждое сравнение пар делайте после проговаривания «Я хочу…»
«Я хочу…»
- Добиться признания и уважения
- Иметь теплые отношения с людьми
- Обеспечить себе будущее
- Зарабатывать на жизнь
- Иметь хороших собеседников
- Упрочить свое положение
- Развивать свои силы и способности
- Обеспечить себе материальный комфорт
- Повышать уровень мастерства и компетентности
- Избегать неприятностей
- Стремиться к новому и неизведанному
- Обеспечить себе положение влияния
- Покупать хорошие вещи
- Заниматься делом, требующим полной отдачи
- Быть понятым другими.
Обработка и интерпретация результатов
Когда заполните весь бланк, подсчитайте, сколько раз в бланке встречается каждое утверждение. Полученные суммы впишите в клетки, выделенные другим цветом. Эти операции дают Вам возможность определить предпочтение по всем утверждениям. Далее подсчитайте суммы баллов по пяти шкалам:
I шкала | Материальное положение | Подсчитывается сумма по позициям 4, 8, 13 |
II шкала | Потребность в безопасности | Подсчитывается сумма по позициям 3, 6, 10 |
III шкала | Потребность в межличностных связях | Подсчитывается сумма по позициям 2, 5, 15 |
IV шкала | Потребности в уважении со стороны | Подсчитывается сумма по позициям 1, 9, 12 |
V шкала | Потребность в самореализации | Подсчитывается сумма по позициям 7, 11, 14 |
Завершающей процедурой будет построение собственного профиля удовлетворенности потребностей по пяти шкалам. Необходимо полученные выше суммы отложить на каждой шкале. На графике указаны три зоны:
Полная удовлетворенность – 0-13 баллов
Частичная удовлетворенность – 13-26 баллов
Полная неудовлетворенность – 26-39 баллов
Доминирующая потребность будет обозначаться высшим баллом.
Тест можно использовать для оценки мотивационного климата организации. Для этого по методике случайной выборки оцениваются отобранные совокупности (0,1 – 0,5% опрашиваемых, если оценивается климат крупной компании, 3 – 5%, если оценивается организация численностью до 1000 человек). Данные оценки должны помочь руководству в деятельности по управлению организацией.
Источник:
- Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде:учеб.пособие.-М.:Финансы и статистика, 2001.-224 с. (с. 208-211)
- Настольная книга практического психолога/Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. — М.:АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008. — 671 с. (с. 314-318)
- Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. — М. : Аспект Пресс, 2003. — 285 с. (с. 192-194)