Содержание
ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждаю
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации
А.Ю.ПОПОВА
10 ноября 2023 г.
2.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МР 2.4.0331-23
1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора (Кузьмин С.В., Кучма В.Р., Синицына О.О., Степанова М.И., Седова А.С., Соколова С.Б., Поленова М.А., Тикашкина О.В.); ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» (Приступа Е.Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М.); ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России (Храмцов П.И., Александрова И.Э., Березина Н.О.); ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет) (Лапонова Е.Д.).
2. Утверждены руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 10 ноября 2023 г.
3. Введены впервые.
I. Область применения и общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации (далее — МР) содержат комплекс предложений по организации мероприятий по оптимизации образовательной нагрузки для обучающихся, осваивающих образовательные программы <1> начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования <2> с учетом санитарно-эпидемиологических требований <3>, а также рекомендации по организации образовательного процесса, в том числе с использованием образовательных технологий и режимов обучения, способствующих снижению утомления от учебных занятий, сокращающих суммарный объема образовательной нагрузки обучающихся, оптимизирующих режим дня обучающихся.
———————————
<1> Часть 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
<2> Часть 2 статьи 10, статья 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
<3> СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано Минюстом России 18.12.2020, регистрационный N 61573) (далее — СП 2.4.3648-20); СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 (зарегистрировано Минюстом России 29.01.2021, регистрационный N 62296), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.12.2022 N 24 (зарегистрировано Минюстом России 09.03.2023, регистрационный N 72558) (далее — СанПиН 1.2.3685-21).
1.2. Общеобразовательные организации (далее — образовательные организации) создают условия для охраны здоровья обучающихся <4>, в том числе за счет обеспечения рациональной организации образовательного процесса, определения оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий <5>.
———————————
<4> Часть 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
<5> Пункт 3.4.16 главы III СП 2.4.3648-20; таблицы 6.6 — 6.11 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
В настоящее время образовательный процесс в образовательных организациях осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) <6> и федеральными образовательными программами (далее — ФОП) <7>, в том числе для обучающихся по федеральным адаптированным образовательным программам (далее — ФАОП) <8>.
———————————
<6> Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021, регистрационный N 64100), с изменениями, внесенными приказами Минпросвещения России от 18.07.2022 N 569 регистрационный N изменений не стали добавлять сознательно, т.к. иначе сноска не поместилась бы на страницу, от 08.11.2022 N 955 (далее — приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286); приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021, регистрационный N 64101), с изменениями, внесенными приказами Минпросвещения России от 18.07.2022 N 568, от 08.11.2022 N 955; приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 07.06.2012, регистрационный N 24480), с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613, приказами Минпросвещения России от 24.09.2020 N 519, от 11.12.2020 N 712, от 12.08.2022 N 732; приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2015, регистрационный N 35847), с изменениями, внесенными приказом Минпросвещения России от 08.11.2022 N 955.
<7> Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023, регистрационный N 74229) (далее — приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372); приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 12.06.2023, регистрационный N 74223) (далее — приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370); приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023, регистрационный N 74228) (далее приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 371).
<8> Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 21.03.2023, регистрационный N 72654) (далее — приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023); приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 21.03.2023, регистрационный N 72653) (далее — приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025).
Законодательством предусмотрено, что ФОП начального общего и среднего общего уровня образования включают варианты федерального учебного плана (далее — ФУП) для реализации образовательной программы по пяти- и шестидневной учебной неделе:
— ФОП начального образования включает 5 вариантов ФУП <9>;
———————————
<9> Статья 171 приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372.
— ФОП основного общего образования — 6 вариантов ФУП <10>;
———————————
<10> Статья 167 приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370.
— ФОП среднего общего образования с учетом профиля обучения — 38 вариантов ФУП <11>;
———————————
<11> Статья 131 приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 N 371.
— ФАОП начального общего образования — 26 вариантов ФУП <12>;
———————————
<12> Статьи 27, 32, 39, 51, 56, 69, 74, 79, 89, 94, 104, 124, 133, 142, 165, 184, 193, 202 приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023.
— ФАОП основного общего образования — 17 вариантов ФУП <13>.
———————————
<13> Статьи 24, 40, 56, 72, 83, 99, 110, 126, 137, 153, 164, 180, 196, 207, 223 приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025.
ФУП состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, и включает информацию об общем объеме нагрузки, максимальном объеме аудиторной нагрузки обучающихся, составе и структуре предметных областей, распределении учебного времени, отводимом на их освоение по классам и учебным предметам.
Помимо урочной деятельности образовательная организация осуществляет внеурочную деятельность <14>.
———————————
<14> Статья 173 приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372; статья 169 приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370; статья 133 приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 N 371; статьи 27, 32, 39, 51, 56, 69, 74, 79, 89, 94, 104, 124, 133, 142, 165, 184, 193, 202 приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023; статьи 24, 40, 56, 72, 83, 99, 110, 126, 137, 153, 164, 180, 196, 207, 223 приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025.
1.3. Организация обучения осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <15>.
———————————
<15> СП 2.4.3648-20; главы V, VI СанПиН 1.2.3685-21.
1.4. Образовательная организация должна осуществлять меры по соблюдению требований санитарного законодательства и по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся <16>.
———————————
<16> Часть 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
1.5. Настоящие МР могут учитываться при разработке образовательных программ профессионального и дополнительного образования педагогических и медицинских работников, медицинскими работниками отделений медицинской помощи обучающимся.
1.6. В образовательной организации рекомендуется назначать ответственное лицо, контролирующее совместно с управляющим советом образовательной организации <17> выполнение санитарно-эпидемиологических требований к организации образовательного процесса <18>.
———————————
<17> Пункт 4 статьи 26 главы 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
<18> Пункт 3.4.16 главы III СП 2.4.3648-20; таблицы 6.6, 6.9 — 6.11 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
II. Рекомендации по организации образовательного процесса
2.1. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <19>, в том числе в отношении начала и окончания учебных занятий, продолжительности занятий и внеурочной деятельности, перемен, выполнения домашних заданий, объема дневной и недельной суммарной образовательной нагрузки.
———————————
<19> Пункт 3.4.16 главы III СП 2.4.3648-20; таблицы 6.6, 6.9 — 6.11 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
Суммарная образовательная нагрузка обучающихся включает урочную и внеурочную деятельность, домашние задания, образовательную нагрузку при получении дополнительного образования, а также самостоятельные занятия.
2.2. Учебный план образовательной организации формируется на основе ФУП с учетом санитарно-эпидемиологических требований к организации образовательного процесса <20>. Рациональная организация учебной деятельности может предотвратить негативное влияние образовательной нагрузки на функциональное состояние организма обучающихся, на их здоровье, сохранить оптимальный уровень их работоспособности на протяжении всего учебного дня, и повысить эффективность обучения.
———————————
<20> Пункт 3.4.16 главы III СП 2.4.3648-20; таблицы 6.6, 6.8 — 6.11 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
Санитарно-эпидемиологические требования устанавливают максимально-допустимую образовательную нагрузку (количество уроков в день) <21>. При планировании образовательного процесса рекомендуется сокращать объем образовательной нагрузки, в том числе за счет части, формируемой участниками образовательных отношений.
———————————
<21> Таблица 6.6 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
2.3. Организацию образовательного процесса рекомендуется строить с учетом физиологических принципов [1] динамики умственной работоспособности обучающихся в соответствии с приложением 1 к настоящим МР.
2.4. Гигиенически рациональная организация урока дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность учащихся на высоком уровне и предупреждать быстрое наступление утомления и переутомления. Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не приводит к сильным и выраженным формам утомления.
Построение урока рекомендуется организовывать с учетом физиологических особенностей ребенка и распределять по интенсивности умственной деятельности на три этапа, различающиеся по продолжительности, объему нагрузки и видам деятельности:
— период врабатывания (начало урока, учебной недели, после каникулярного отдыха), когда снижена продуктивность учебной деятельности. В период врабатывания рекомендуется проводить подготовительную часть урока продолжительностью 7 — 10 минут, во время которых выполняются упражнения, направленные на достижение врабатывания организма обучающихся к основной части урока. Подготовительная часть урока может включать проверку домашних заданий, повторение ранее пройденного материала;
— период наиболее высокой умственной работоспособности (середина урока), когда рекомендуется излагать новый материал, проводить контрольные и проверочные работы. Данный период — основная часть урока продолжительностью около 25 — 30 минут.
— период утомления, в который проявляются начальные признаки утомления (частое отвлечение, двигательное беспокойство, рассеянность внимания). В данный период рекомендуется проводить заключительную часть урока продолжительностью 5 — 7 минут.
2.5. Обучающиеся в классе могут отличаться по темпу усвоения знаний, способностям, по умственной работоспособности, утомляемости и продолжительности восстановления умственной работоспособности. Продолжительность отдельных периодов умственной работоспособности у разных обучающихся может зависеть от:
— возраста — чем младше ребенок, тем продолжительнее период врабатывания, короче период оптимальной умственной работоспособности, более четко выражен период компенсации и более резко проявляется утомление (например, у детей 6 — 7 лет снижение умственной работоспособности начинается с 20 минуты работы, с 8 лет период устойчивой умственной работоспособности удлиняется, а спад умственной работоспособности начинается с 30 минуты);
— состояния здоровья — у детей с хроническими заболеваниями, часто и длительно болеющих может отмечаться низкая и неустойчивая умственная работоспособность, удлинение периода врабатывания, сокращение периода оптимальной работоспособности, быстрое наступление утомления;
— функциональной зрелости организма <22>, соответствия условий и требований учебной работы функциональным возможностям ребенка, так как функциональная зрелость мозга определяет возможности ребенка к организации произвольной деятельности и внимания, продолжительность врабатывания и эффективность обучения.
———————————
<22> В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ получение начального общего образования начинается по достижении детьми возраста 6 лет и 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья.
— возрастных особенностей ребенка — в онтогенезе ребенка выделяются 2 критических периода: начало обучения (6 — 7 лет) и период полового созревания (11 — 14 лет), что обусловлено физиологической перестройкой в организме и изменением социального статуса ребенка, которые характеризуются низкой или неустойчивой работоспособностью, выраженным напряжением и резким развитием утомления;
— индивидуально-типологических особенностей ребенка — с низкой подвижностью нервных процессов (период врабатывания в 1,5 — 2 раза продолжительнее, чем у детей с высокоподвижной и неустойчивой нервной системой);
— условий, в которых реализуется образовательный процесс — условия образовательной среды (микроклимат, освещенность, шум, оборудование рабочих мест, использование электронных средств обучения (далее — ЭСО), наполняемость класса) <23>;
———————————
<23> Глава V СанПиН 1.2.3685-21, пункт 3.5 главы III СП 2.4.3648-20, таблица 6.8 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
— личностных особенностей конкретного педагога [7, 8].
2.6. Для профилактики переутомления и благоприятной адаптации обучающихся 1-х классов к процессу обучения организацию учебной деятельности рекомендуется проводить с:
— постепенным увеличением продолжительности урока с 35 минут до 40 минут и недельной образовательной нагрузки с 3-х до 4-х уроков в день в течение первого полугодия <24>;
———————————
<24> Пункт 3.4.16 главы III СП 2.4.3648-20.
— организацией дневного сна в режиме дня;
— дополнительными недельными каникулами в течение года.
При сокращении срока получения начального общего образования до 3-х лет <25> для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к максимальной дневной и недельной образовательной нагрузке <26> рекомендуется равномерное ее распределение. Рекомендуется исключать освоение ФОП двух лет за 1 год обучения (например, освоение образовательной программы 1-го и 2-го классов за 1-й год обучения).
———————————
<25> Пункт 17 главы I приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286.
<26> Таблица 6.6 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
Нормативный срок освоения ФОП начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) может быть увеличен с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии) <27>.
———————————
<27> Пункт 1.9 приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598.
2.7. Гигиеническая оптимизация урока <28> достигается регламентацией продолжительности урока, чередованием отдельных видов учебной деятельности (например, чтение, письмо, счет, просмотр видео, ответ на вопрос), плотности урока (отношение времени, затраченного на учебную деятельность, к общему времени, выраженное в процентах), продолжительности использования ЭСО, включения физкультурных минуток (далее — ФМ), эмоциональных разрядок [1].
———————————
<28> Пункт 3.4.16 главы III СП 2.4.3648-20; таблицы 6.6, 6.8 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
Суммарная и непрерывная продолжительность использования ЭСО рассчитывается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <29>.
———————————
<29> Таблица 6.8 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
2.8. В режим учебного дня обучающихся, в том числе во время учебных занятий, рекомендуется включать различные формы двигательной активности. Рекомендуемые формы двигательной активности представлены в приложении 2 к настоящим МР.
В середине занятия рекомендуется 2-х минутный перерыв <30> для проведения комплекса упражнений с целью профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей. Комплексы упражнений проводятся с учетом преобладающих учебных нагрузок и состояния здоровья обучающихся (приложение 3 к настоящим МР).
———————————
<30> Таблица 6.6 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
2.9. Информацию о плотности урока, количестве видов учебной деятельности на учебном занятии, максимальной продолжительности одного вида учебной деятельности на занятии, в том числе с использованием ЭСО, наличии перерывов для проведения гимнастики для глаз и ФМ, эмоциональных разрядок, рекомендуется включать в план урока.
2.10. Для восстановления функционального состояния организма обучающихся после урока организуются перемены.
Во время перемен рекомендуется использовать оборудование для активного отдыха («активные рекреации»), организовывать подвижные игры, в том числе на свежем воздухе.
Продолжительность перемен рекомендуется устанавливать с учетом наличия условий для активного отдыха обучающихся, пропускной способности школьной столовой, но не менее нормативов, определенных санитарно- эпидемиологическими требованиями <31>.
———————————
<31> Пункт 3.4.16 главы III СП 2.4.3648-20; таблица 6.6 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
2.11. Для профилактики переутомления обучающихся рекомендуется использовать здоровьесберегающие образовательные технологии и режимы обучения (далее — ЗСТ).
При принятии решения о включении в образовательный процесс ЗСТ рекомендуется проводить проверку наличия доказательной базы, свидетельствующей об эффективности ЗСТ в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Перечень ЗСТ, прошедших оценку эффективности их применения для профилактики возникновения школьно-обусловленных состояний и нарушений здоровья, размещен в информационной базе данных для реализации работы по охране здоровья обучающихся в образовательных организациях [9].
К ЗСТ и режимам обучения, обладающим здоровьесберегающим потенциалом, например, относят: равномерное чередование периодов учебы и каникул, технологию модульного составления расписания уроков, биместровую модель организации учебного года, мультипрофильную модель обучения старшеклассников и технологию обучения в условиях активной сенсорно-развивающей среды, оптимизацию двигательной активности школьников в условиях повышенной образовательной нагрузки [9 — 11].
Высоким здоровьесберегающим потенциалом обладают образовательные организации, реализующие комплексный и систематический подход к сохранению и укреплению здоровья обучающихся [12 — 17].
При разработке новой ЗСТ рекомендуется провести оценку для подтверждения ее безопасности для здоровья обучающихся и наличия здоровьесбергающего эффекта. Обоснование эффективности ЗСТ включает следующие этапы [18]:
1) оценка безопасности для здоровья обучающихся;
2) анализ условий для реализации ЗСТ в образовательной организации;
3) обоснование возможности реализации предлагаемой технологии на базе образовательной организации (воспроизводимость технологии);
4) оценка эффективности реализации педагогической технологии для сохранения и укрепления здоровья с использованием современных методов исследования.
2.12. Домашние задания, выполняемые обучающимися самостоятельно во внешкольный период времени, являются обязательной составляющей освоения
———————————
<32> Пункт 11 главы II приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано Минюстом России 20.04.2021, регистрационный N 63180), с изменениями, внесенными приказами Минпросвещения России от 11.02.2022 N 69 (зарегистрировано Минюстом России 22.03.2022, регистрационный N 67817), от 07.10.2022 N 888 (зарегистрировано Минюстом России 10.11.2022, регистрационный N 70899), от 05.12.2022 N 1063 (зарегистрировано Минюстом России 15.02.2023, регистрационный N 72372), от 03.08.2023 N 581 (зарегистрировано Минюстом России 31.08.2023, регистрационный N 75023).
Определение объема домашних заданий осуществляется педагогическими работниками в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <33> с учетом возрастных, психофизиологических особенностей, способностей и интересов обучающихся.
———————————
<33> Таблица 6.6 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
Рекомендуется минимизировать продолжительность выполнения домашних заданий, не превышая в 1 классе — 1,0 часа; во 2 — 3-м классах — 1,5 часов, в 4 — 5-х классах — 2,0 часов, в 6 — 8-х классах — 2,5 часов, в 9 — 11-х классах — 3,5 часов <34>.
———————————
<34> Таблица 6.6 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
При подготовке объема домашней работы к следующему учебному дню рекомендуется учитывать суммарный объем домашних заданий по всем предметам, их трудоемкость и временные затраты на выполнение. Домашнее задание на следующий урок рекомендуется задавать на текущем уроке, при наличии электронного журнала дублировать в нем задание не позднее времени окончания учебного дня. Для выполнения задания, требующего длительной подготовки (например, подготовка доклада, реферата, оформление презентации, заучивание стихотворений), рекомендуется предоставлять достаточное количество времени.
Для оптимизации продолжительности выполнения домашних заданий рекомендуется учитывать дидактические характеристики к структуре и организации домашней работы, способствующие здоровьесбережению обучающихся: предварительное обучение обучающихся правилам выполнения домашних заданий (оптимальным приемам умственной деятельности), отслеживание времени на их выполнение: минимизация заданий или полная их отмена при перегрузке обучающихся, после проведения контрольных и проверочных работ, в выходные дни, каникулы; учет педагогом наличия заданий одновременно по другим общеобразовательным предметам; использование педагогами индивидуальных заданий для обучающихся с учетом их уровня знаний, интересов; практика межпредметных домашних заданий [19 — 22].
2.13. Дополнительные занятия и (или) занятия по внеурочной деятельности, общественно полезный труд рекомендуется планировать в дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Рекомендуемая продолжительность дополнительных занятий и занятий внеурочной деятельностью статической направленности составляет 1 — 2 часа с учетом дневной суммарной образовательной нагрузки; общественно полезным трудом — 45 минут для обучающихся 1 — 4 классов и 1,5 часа для обучающихся 5 — 11 классов один раз в неделю.
2.14. Организацию внеурочной деятельности рекомендуется осуществлять с учетом выбора участниками образовательных отношений форм деятельности, отличных от урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественно-полезных практик и иные формы) <35>, в том числе в выходные и каникулярные дни.
———————————
<35> Пункт 3.4.16 главы III СП 2.4.3648-20.
2.15. Для профилактики переутомления обучающихся при формировании графика каникул рекомендуется предусмотреть равномерное чередование периодов учебы и отдыха, например, 5 — 6 недель учебы чередуются с 1 неделей каникул [9].
2.16. Перед началом занятий и на переменах помещения, в которых проводятся учебные занятия, организуются внеурочная и игровая деятельность, дневной сон, дополнительное образование, итоговая аттестация проветриваются с учетом погодно-климатических условий. Сквозное проветривание в присутствии обучающихся не проводится. Во время занятий рекомендуется проветривать рекреации. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха <36>.
———————————
<36> Таблица 6.12 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
2.17. В план производственного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов в образовательной организации <37> рекомендуется включать мониторинг суммарной образовательной нагрузки (урочная и внеурочная деятельность, выполнение домашних заданий, обучение по дополнительным образовательным программам) с целью возможности оперативной ее коррекции, в том числе за счет изменения расписания занятий.
———————————
<37> Пункт 1.8 главы I СП 2.4.3648-20.
Обучающимся, которые не справляются с обязательной образовательной нагрузкой, рекомендуется сократить (или временно исключить) внеурочную нагрузку и нагрузку по дополнительному образованию.
III. Рекомендации по составлению расписания занятий
3.1. Основными гигиеническими требованиями к составлению расписания уроков являются чередование разных видов деятельности и распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой умственной работоспособности и трудностью учебных предметов <38>.
———————————
<38> Пункт 3.4.16 главы III СП 2.4.3648-20; таблицы 6.9 — 6.11 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
Трудность учебного предмета зависит от объема подаваемой информации, сложности учебного материала, степени его новизны, образовательной технологии и типа урока.
3.2. При составлении расписания уроков используются шкалы трудности учебных предметов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <39>, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
———————————
<39> Таблицы 6.9 — 6.11 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
Оценка ранга трудности предметов, отсутствующих в шкалах трудности учебных предметов, производится аналогично предметам данной предметной области <40>.
———————————
<40> Пункт 190 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
Учебную нагрузку в течение недели рекомендуется распределять в соответствии с физиологической недельной кривой умственной работоспособности обучающихся: низкий уровень в понедельник и пятницу (пятницу и субботу при 6-дневной учебной неделе) с нарастанием к середине недели (кроме варианта с «облегченным» днем, при котором наиболее высокие баллы приходятся на вторник и четверг при 5-дневной учебной неделе либо среду и пятницу при 6-дневной учебной неделе) и таблицей 1. Пример расчета баллов представлен в приложении 4 к настоящим МР.
3.3. В расписании уроков обучающихся 1 — 4-х классов рекомендуется чередовать предметы статической и двигательной направленности, у обучающихся 5 — 11-х классов — предметы естественно-математической и гуманитарной направленности. Не рекомендуется включать в расписание занятий два или три урока с высоким рангом трудности подряд (например, физика и химия).
3.4.
Таблица 1
Распределение трудности учебных предметов, %
Распределение трудности учебных предметов по дням недели при 5-дневной неделе | |||||||
Диапазон баллов трудности учебных предметов, % | |||||||
пн | вт | ср | чт | пт | |||
1-й вариант <*> | |||||||
18 и менее | 19 — 20 | 21 — 24 | 19 — 20 | 18 и менее | |||
2-й вариант <**> | |||||||
17 и менее | 21 — 24 | 17 — 18 | 21 — 24 | 17 и менее | |||
Распределение трудности учебных предметов по дням недели при 6-дневной неделе | |||||||
Диапазон баллов трудности учебных предметов, % | |||||||
пн | вт | ср | чт | пт | сб | ||
1-й вариант <*> | |||||||
15 и менее | 17 — 18 | 19 — 20 | 19 — 20 | 16 — 17 | 14 и менее | ||
2-й вариант <**> | |||||||
15 и менее | 17 — 18 | 20 — 21 | 16 — 17 | 18 — 19 | 14 и менее | ||
Примечание: за 100% принимается суммарная трудность учебных предметов за всю неделю.
<*> — постепенное повышение суммарной трудности учебных предметов к середине недели с постепенным ее снижением к концу недели; <**> — распределение трудности учебных предметов с организацией облегченного дня в середине недели. |
IV. Рекомендации по организации режима дня обучающихся
V. Рекомендации по организации работы групп продленного дня и образовательных организаций, работающих в режиме полного дня
Приложение 1. Динамика умственной работоспособности обучающихся (рекомендации по формированию образовательного процесса)
Утомление представляет собой естественную реакцию на более или менее длительную или напряженную работу, не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. Признаки утомления обучающегося нестойкие и исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы. Восстановлению умственной работоспособности обучающихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции. Если длительность отдыха сокращается, и новая нагрузка приходится на первую фазу восстановления УР, то в последующем умственной работоспособности быстро падает и нарастает утомление.
При чрезмерной нагрузке, недостаточном отдыхе, болезни функции организма обучающегося при утомлении не восстанавливаются, у него развивается переутомление, которое является патологическим процессом.
3. Начальными признаками переутомления являются изменения в поведении обучающегося, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие функциональных нервно-психических расстройств (например, плаксивость, раздражительность, нервные тики). Микросимптоматика переутомления характеризуется малой очерченностью, стертостью и большой изменчивостью.
Выраженными признаками переутомления являются: резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности; нервно-психические расстройства (нарушение сна, аппетита, чувство страха, истеричность); стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония); снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно- психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме обучающегося может быть необходим более длительный отдых, комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.
Для профилактики переутомления учитывается величина восстановительного периода, позволяющего возвратить организм в исходное неутомленное состояние. Восстановление сниженного функционального состояния организма складывается из двух фаз: восстановления функционального уровня и упрочения достигнутого состояния восстановленности (рис. 2). Если отдых ограничивается только I фазой — восстановления работоспособности, то он не приносит ожидаемых результатов. Новая нагрузка, даже незначительная, быстро возвращает организм в состояние сниженной работоспособности.
Приложение 2. Рекомендуемые формы двигательной активности в режиме дня
Приложение 2
к МР 2.4.0331-23
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РЕЖИМЕ ДНЯ
1. Перед началом учебного дня организуется утренняя гимнастика продолжительностью 5 — 7 минут.
2. Двигательная активность, необходимая для обучающихся на переменах, обеспечивается:
— организацией активного отдыха с использованием комплекта многофункционального спортивно-игрового оборудования, включающего, например, шведские стенки, мягкие игровые и спортивные модули;
— проведением подвижных игр;
— организацией отдельных зон (например, батутной зоны, скалодрома), размещением оборудования на открытом воздухе (например, качели, карусели, качалки, батут, скалодром).
3. Рекомендуется проведение утренней гимнастики, подвижных игр на открытом воздухе.
4. Во время учебных занятий организуются ФМ, проведение которых включается в план урока.
5. Выбор упражнений для ФМ определяется содержанием и продолжительностью учебной деятельности (например, письмо, чтение, просмотр видеоматериала, работа с ЭСО). Упражнения, рекомендуемые для включения в ФМ, представлены в приложении 5 к настоящим МР.
6. Комплекс физических упражнений и форм двигательной активности составляется совместно с педагогом физической культуры и медицинским работником образовательной организации с учетом возраста, пола и состояния здоровья обучающихся.
7. Для повышения мотивации обучающихся рекомендуется применение современных эмоционально-окрашенных форм двигательной активности с использованием музыкального сопровождения, которые меняются не реже 1 раза в 2 недели.
8. К утренней гимнастике, активным переменам не рекомендуется допускать обучающихся, имеющих жалобы на плохое самочувствие.
Приложение 3. Упражнения, рекомендуемые для включения в физкультурные минутки
Приложение 3
к МР 2.4.0331-23
УПРАЖНЕНИЯ,
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ <67>
———————————
<67> Примечание: упражнения выполняются в исходном положении стоя, стопы вместе, руки опущены вдоль туловища.
1. Упражнения для профилактики зрительного утомления.
1.1. Сильно зажмурить глаза на 3 — 5 секунд, затем открыть глаза на 3 — 5 секунд. Повторить 3 — 4 раза.
1.2. Быстро моргать примерно 5 — 7 секунд, закрыть глаза на 5 секунд. Повторить 3 — 4 раза.
1.3. Медленно поднять глаза вверх, затем опустить глаза вниз. Повторить 3 — 4 раза.
1.4. Медленно перевести глаза вправо, затем — влево. Повторить 3 — 4 раза.
1.5. Медленно вращать глазами по часовой стрелке, затем наоборот. Повторить 3 — 4 раза.
1.6. После 20 минут работы с использованием ЭСО делается пауза 20 секунд, во время которой рекомендуется смотреть на предметы, расположенные на расстоянии 6 м (~ 20 футов) и более (комплекс «20-20-20»).
1.7. Посмотреть на точку на стекле (любой близко расположенный предмет), затем перевести взгляд на далеко расположенный предмет (упражнение «с меткой на стекле»). Повторить 3 — 4 раза.
1.8. В максимально вытянутой руке держать небольшой, лучше яркий, предмет и внимательно смотреть на него. Затем необходимо медленно поднести предмет к носу. Как только предмет превратится в одно яркое пятно, досчитать до пяти и медленно отвести руку обратно. Повторить 3 — 4 раза.
1.9. Следить взглядом по заданной траектории с использованием офтальмотренажеров, различных предметов за воображаемыми цифрами, буквами, линиями или движущимися объектами. С целью профилактики травм в шейном отделе позвоночника офтальмотренажеры, а также предметы, используемые для проведения упражнений, размещаются во фронтальной плоскости.
2. Упражнения для снятия напряжения с мышц предплечья и кистей рук.
2.1. Сжать максимально руки в кулак и подержать 3 секунд, затем разжать и подержать 6 секунд. Повторить 3 — 4 раза.
2.2. Выполнять круговые движения кистью правой руки против часовой стрелки, левой — по часовой стрелке. Повторить 3 — 4 раза. Затем повторить движения в обратном направлении. Повторить 3 — 4 раза.
2.3. Совместить ладони рук, расположенных вертикально, и надавить пальцами друг на друга в течение 3 — 5 секунд, затем расслабить. Повторить 3 — 4 раза.
2.4. Выполнять круговые движения большими пальцами кистей рук — правым против часовой стрелки, левый — по часовой стрелке, затем — наоборот. Повторить 3 — 4 раза.
2.5. Совместить поочередно большие пальцы с другими пальцами кистей рук, надавливая друг на друга. Повторить 3 — 4 раза.
2.6. Несколько раз энергично встряхнуть сначала кистями поднятых рук, затем кистями опущенных выпрямленных рук.
3. Упражнения для повышения активности центральной нервной системы.
3.1. Выполнять прыжки на месте на двух ногах на носках 5 — 7 раз.
3.2. Повернуть туловище вправо, вернуться в исходное положение, затем влево, вернуться в исходное положение. При выполнении упражнения положение стоп (на ширине плеч) не меняется. Повторить 3 — 4 раза.
3.3. Повернуться вправо на 360°, затем влево на 360°.
4. Упражнения для снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса.
Отвести плечи максимально назад, задержать положение на 3 секунд, вернуться в исходное положение. Повторить 3 — 4 раза.
4.1. Поднять плечи максимально вверх, задержать положение на 3 секунд, вернуться в исходное положение». Повторить 3 — 4 раза.
4.2. Соединить пальцы рук за спиной, стараясь зацепить их «в замок» — правая рука вверху, левая внизу, затем поменять положение рук. Повторить 3 — 4 раза.
5. Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища.
5.1. Поднять руки вверх, потянуться, задержать положение на 3 секунд, опустить руки вниз. Повторить 3 — 4 раза.
5.2. Поставить руки на пояс, разместив большие пальцы спереди, а ладони сзади. Прогнуться назад, не запрокидывая головы, и вернуться в исходное положение. Повторить 3 — 4 раза.
5.3. Поставить ноги на ширину плеч, руки — вдоль туловища. Плавно наклониться вправо, скользя ладонью руки вдоль ноги, затем повторить наклон влево. Повторить 3 — 4 раза.
6. Упражнения для укрепления мышц и связок нижних конечностей.
6.1. Максимально подняться на носки обеих ног, вернуться в исходное положение. Повторить 3 — 4 раза.
6.2. Поставить правую ногу вперед, не отрывая пятки от пола, затем максимально потянуть носок ноги на себя и вернуться в исходное положение. Повторить 3 — 4 раза. То же упражнение выполнить для левой ноги.
6.3. Выполнять перекаты с пятки на носок на обеих стопах одновременно, затем — с носка на пятку. Повторить 3 — 4 раза.
Приложение 4. Пример расчета распределения трудности учебных предметов в динамике учебной недели
Приложение 4
к МР 2.4.0331-23
ПРИМЕР
РАСЧЕТА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТРУДНОСТИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ДИНАМИКЕ
УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ
1. Пример расчета суммарной (дневной) трудности учебных предметов в 1 классе.
Таблица 4.1 . Пример расписания уроков для обучающихся 1-х классов
Урок | День недели | ||||
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
1 | Русский язык | Литературное чтение | Русский язык | Русский язык | Литературное чтение |
2 | Литературное чтение | Русский язык | Литературное чтение | Технология | Русский язык |
3 | Математика | Математика | Физическая культура | Математика | Математика |
4 | Окружающий мир | ИЗО | Окружающий мир | Музыка | Физическая культура |
Оценку трудности учебных предметов проводят с помощью шкал трудности учебных предметов <68>.
———————————
<68> Таблицы 6.9 — 6.11 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
Суммарная недельная трудность учебных предметов составила 109 баллов, которые принимаем за 100% (таблица 4.2).
Таблица 4.2. Пример расчета трудности учебных предметов
День недели | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |||||
1 | 7 | 5 | 7 | 7 | 5 | |||||
2 | 5 | 7 | 5 | 2 | 7 | |||||
3 | 8 | 8 | 1 | 8 | 8 | |||||
4 | 6 | 3 | 6 | 3 | 1 | |||||
ИТОГО, баллы/% | 26 | 23,8% | 23 | 21,1% | 19 | 17,4% | 20 | 18,3% | 21 | 19,3% |
Вывод: расписание составлено нерационально — необходимо перераспределить учебные предметы в расписании учебной недели в соответствии с таблицей 1.
Приложение 5. Пример расписания уроков для обучающихся начального, основного и среднего общего образования
Приложение 5
к МР 2.4.0331-23
ПРИМЕР
РАСПИСАНИЯ УРОКОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО, ОСНОВНОГО
И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Таблица 5.1. Пример расписания уроков для обучающихся начального общего
образования (пятидневная неделя)
День недели | Урок | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
Предмет | Балл <*> | Предмет | Балл <*> | Предмет | Балл <*> | Предмет | Балл <*> | ||
Понедельник | 1 | Литературное чтение | 5 | Литературное чтение | 5 | Литературное чтение | 5 | Литературное чтение | 5 |
2 | Математика | 8 | Математика | 8 | Математика | 8 | Математика | 8 | |
3 | Русский язык | 7 | Русский язык | 7 | Русский язык | 7 | Русский язык | 7 | |
4 | ФК | 1 | ФК | 1 | ИЗО | 3 | ФК | 1 | |
Сумма баллов за учебный день | 21 | 21 | 23 | 21 | |||||
Вторник | 1 | Литературное чтение | 5 | Окружающий мир | 6 | Литературное чтение | 5 | ОРКСЭ | 6 |
2 | Русский язык | 7 | Математика | 8 | Математика | 8 | Математика | 8 | |
3 | Математика | 8 | Русский язык | 7 | Иностранный язык | 7 | Русский язык | 7 | |
4 | Музыка | 3 | Литературное чтение | 5 | Русский язык | 7 | Окружающий мир | 6 | |
5 | — | — | ИЗО | 3 | ФК | 1 | ИЗО | 3 | |
Сумма баллов за учебный день | 23 | 29 | 28 | 30 | |||||
Среда | 1 | Литературное чтение | 5 | Литературное чтение | 5 | Литературное чтение | 5 | Литературное чтение | 5 |
2 | Математика | 8 | Математика | 8 | Математика | 8 | Математика | 8 | |
3 | Русский язык | 7 | Русский язык | 7 | Русский язык | 7 | Иностранный язык | 7 | |
4 | Окружающий мир | 6 | Иностранный язык | 7 | Окружающий мир | 6 | Русский язык | 7 | |
5 | ФК | 1 | ФК | 1 | Музыка | 3 | ФК | 1 | |
Сумма баллов за учебный день | 27 | 28 | 29 | 28 | |||||
Четверг | 1 | Окружающий мир | 6 | Литературное чтение | 5 | Технология | 2 | Литературное чтение | 5 |
2 | Математика | 8 | Математика | 8 | Математика | 8 | Окружающий мир | 6 | |
3 | Русский язык | 7 | Русский язык | 7 | Русский язык | 7 | Математика | 8 | |
4 | Технология | 2 | Музыка | 3 | Окружающий мир | 6 | Русский язык | 7 | |
5 | — | Технология | 2 | ФК | 1 | Технология | 2 | ||
Сумма баллов за учебный день | 23 | 25 | 24 | 28 | |||||
Пятница | 1 | Литературное чтение | 5 | Окружающий мир | 6 | Литературное чтение | 5 | Музыка | 3 |
2 | Русский язык | 7 | Иностранный язык | 7 | Русский язык | 7 | Иностранный язык | 7 | |
3 | ИЗО | 3 | Русский язык | 7 | Иностранный язык | 7 | Русский язык | 7 | |
4 | ФК | 1 | ФК | 1 | ФК | 1 | Литературное чтение | 5 | |
5 | — | — | — | — | — | — | ФК | 1 | |
Сумма баллов за учебный день | 16 | 21 | 20 | 23 | |||||
Примечание: <*> — балл — балл трудности.
ФК — физическая культура; ИЗО — изобразительное искусство; ОРКСЭ — Основы религиозных культур и светской этики. Отсутствующие в шкалах трудности учебные предметы ранжируют аналогично предметам данной предметной области, например, балл трудности предмета «Основы религиозных культур и светской этики» принимается аналогично предмету «Окружающий мир» — 6 баллов. |
Таблица 5.2. Пример расписания уроков для обучающихся основного общего
образования (пятидневная неделя)
День недели | Урок | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |||||
Предмет | Балл <*> | Предмет | Балл | Предмет | Балл | Предмет | Балл | Предмет | Балл | ||
Понедельник | 1 | История | 5 | Литература | 6 | География | 6 | Обществознание | 5 | Русский язык | 6 |
2 | Математика | 10 | Математика | 13 | Алгебра | 10 | Геометрия | 10 | Химия | 12 | |
3 | Иностранный язык | 9 | Иностранный язык | 11 | Физика | 8 | Русский язык | 7 | Иностранный язык | 9 | |
4 | Русский язык | 8 | Русский язык | 12 | Русский язык | 11 | История | 8 | Алгебра | 7 | |
5 | Технология | 4 | ФК | 4 | ИЗО | 1 | Технология | 1 | ФК | 2 | |
6 | — | — | — | — | ФК | 2 | ФК | 2 | — | — | |
Сумма баллов за учебный день | 36 | 46 | 38 | 33 | 36 | ||||||
Вторник | 1 | География | 7 | Литература | 6 | Биология | 7 | Биология | 7 | Обществознание | 5 |
2 | Математика | 10 | Математика | 13 | Геометрия | 12 | Геометрия | 10 | Физика | 13 | |
3 | Русский язык | 8 | Русский язык | 12 | Русский язык | 11 | Физика | 9 | Иностранный язык | 9 | |
4 | Музыка | 2 | Обществознание | 9 | Физика | 8 | Иностранный язык | 8 | История | 10 | |
5 | Иностранный язык | 9 | ФК | 4 | Иностранный язык | 10 | Русский язык | 7 | Русский язык | 6 | |
6 | ФК | 3 | История | 8 | ФК | 2 | Информатика | 7 | Литература | 7 | |
7 | — | — | — | — | — | — | ФК | 2 | Технология | 4 | |
Сумма баллов за учебный день | 39 | 52 | 50 | 50 | 54 | ||||||
Среда | 1 | История | 5 | Биология | 8 | История | 6 | География | 6 | География | 5 |
2 | Математика | 10 | Математика | 13 | Алгебра | 10 | Химия | 10 | Физика | 13 | |
3 | Русский язык | 8 | Русский язык | 12 | Русский язык | 11 | Алгебра | 9 | История | 10 | |
4 | Литература | 4 | Русский язык | 12 | Обществознание | 9 | Иностранный язык | 8 | Химия | 12 | |
5 | Иностранный язык | 9 | Технология | 3 | Биология | 7 | Русский язык | 7 | Геометрия | 8 | |
6 | ФК | 3 | География | 7 | Литература | 4 | ОБЖ | 3 | ФК | 2 | |
7 | — | — | — | — | Технология | 2 | — | — | — | — | |
Сумма баллов за учебный день | 39 | 55 | 49 | 43 | 57 | ||||||
Четверг | 1 | Литература | 4 | История | 8 | Литература | 4 | Литература | 4 | Биология | 7 |
2 | Математика | 10 | Русский язык | 12 | Геометрия | 12 | Физика | 9 | Геометрия | 8 | |
3 | Русский язык | 8 | Математика | 13 | Русский язык | 11 | Иностранный язык | 8 | Алгебра | 7 | |
4 | Изобразительное искусство | 3 | Иностранный язык | 11 | Иностранный язык | 10 | Алгебра | 9 | Информатика | 7 | |
5 | Технология | 4 | Технология | 3 | ФК | 2 | Биология | 7 | Литература | 7 | |
6 | — | — | ФК | 4 | — | ФК | 2 | ОБЖ | 3 | ||
Сумма баллов за учебный день | 29 | 51 | 39 | 39 | 39 | ||||||
Пятница | 1 | Литература | 4 | Музыка | 1 | История | 6 | География | 6 | География | 5 |
2 | Биология | 10 | Русский язык | 12 | Алгебра | 10 | Химия | 10 | Иностранный язык | 9 | |
3 | Математика | 10 | Математика | 13 | Иностранный язык | 10 | Алгебра | 9 | Алгебра | 7 | |
4 | Русский язык | 8 | Иностранный язык | 11 | География | 6 | История | 8 | Русский язык | 6 | |
5 | ФК | 3 | Литература | 6 | Информатика | 4 | Технология | 1 | Биология | 7 | |
6 | — | — | ИЗО | 3 | Технология | 2 | Литература | 4 | Литература | 7 | |
7 | — | — | — | — | Музыка | 1 | Музыка | 1 | ФК | 2 | |
Сумма баллов за учебный день | 35 | 46 | 39 | 39 | 43 | ||||||
Примечание: <*> — балл — балл трудности; ФК — физическая культура; ИЗО — изобразительное искусство. |
Таблица 5.3. Пример расписания уроков для обучающихся 10 класса среднего
общего образования для универсального обучения
(пятидневная неделя)
День недели | Урок | 10 класс | |
Предмет | Балл трудности | ||
Понедельник | 1 | Обществознание | 5 |
2 | Физика | 12 | |
3 | Иностранный язык | 8 | |
4 | Алгебра и начала мат. анализа | 10 | |
Сумма баллов за учебный день | 35 | ||
Вторник | 1 | Литература | 8 |
2 | Геометрия | 11 | |
3 | Химия | 11 | |
Вероятность и статистика | 10 | ||
4 | Русский язык | 9 | |
5 | История | 5 | |
6 | Физическая культура | 1 | |
Сумма баллов за учебный день | 55 | ||
Среда | 1 | Биология | 7 |
2 | Физика | 12 | |
3 | Иностранный язык | 8 | |
4 | Алгебра и начала мат. анализа | 10 | |
5 | Литература | 8 | |
6 | География | 3 | |
Сумма баллов за учебный день | 48 | ||
Четверг | 1 | Обществознание | 5 |
2 | Информатика и ИКТ | 6 | |
3 | Русский язык | 9 | |
4 | Экономика | 6 | |
5 | История | 5 | |
6 | Технология | 4 | |
7 | Физическая культура | 1 | |
Сумма баллов за учебный день | 36 | ||
Пятница | 1 | Литература | 8 |
2 | Геометрия | 11 | |
3 | Иностранный язык | 8 | |
4 | ОБЖ | 2 | |
5 | Физическая культура | 1 | |
Сумма баллов за учебный день | 30 |
Таблица 5.4. Пример расписания уроков для обучающихся 11 класса среднего общего образования для универсального обучения (пятидневная неделя)
День недели | Урок | 11 класс | |
Предмет | Балл трудности | ||
Понедельник | 1 | Обществознание | 5 |
2 | Алгебра и начала мат. анализа | 10 | |
3 | Иностранный язык | 8 | |
4 | История | 5 | |
5 | Физическая культура | 1 | |
Сумма баллов за учебный день | 29 | ||
Вторник | 1 | Литература | 8 |
2 | Химия | 11 | |
3 | Геометрия | 10 | |
4 | Вероятность и статистика | 10 | |
5 | Иностранный язык | 8 | |
6 | Информатика и ИКТ | 6 | |
7 | Физическая культура | 1 | |
Сумма баллов за учебный день | 54 | ||
Среда | 1 | Биология | 7 |
2 | Физика | 12 | |
3 | Русский язык | 9 | |
4 | Алгебра и начала мат. анализа | 10 | |
5 | Экономика | 6 | |
6 | География | 3 | |
Сумма баллов за учебный день | 47 | ||
Четверг | 1 | Литература | 8 |
2 | Физика | 12 | |
3 | Русский язык | 9 | |
4 | История | 5 | |
5 | ОБЖ | 2 | |
6 | Физическая культура | 1 | |
Сумма баллов за учебный день | 37 | ||
Пятница | 1 | Литература | 8 |
2 | Иностранный язык | 8 | |
3 | Алгебра и начала мат. анализа | 10 | |
4 | Обществознание | 5 | |
5 | Технология | 4 | |
Сумма баллов за учебный день | 35 |
Приложение 6. Рекомендуемые варианты режима работы ГПД
Приложение 6
к МР 2.4.0331-23
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ВАРИАНТЫ РЕЖИМА РАБОТЫ ГПД
1. Режим работы ГПД должен учитывать санитарно-эпидемиологические требования <69>.
———————————
<69> Таблицы 6.6 — 6.7 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
Таблица 6.1. Примерный режим работы ГПД, функционирующей в первой половине дня
Вид деятельности | Продолжительность видов деятельности в зависимости от класса обучения | ||
2 — 3 класс | 4 — 5 класс | 6 — 8 класс | |
Завтрак | 15 мин | 15 мин | 15 мин |
Самоподготовка (выполнение домашних заданий), свободная деятельность по выбору учащегося (не более) | 1,5 час | 2,0 час | 2,5 час |
Прогулка, подвижные/спортивные игры на свежем воздухе (не менее) | 2,0 час | 2,0 час | 2,0 час |
Обед | 30 мин | 30 мин | 30 мин |
Занятия по внеурочной деятельности, дополнительному образованию (не более) | 2,0 час | 2,0 час | 2,0 час |
Таблица 6.1. Примерный режим работы ГПД, функционирующей во второй половине дня
Вид деятельности | Продолжительность видов деятельности в зависимости от класса обучения | ||
2 — 3 класс | 4 — 5 класс | 6 — 8 класс | |
Обед | 30 мин | 30 мин | 30 мин |
Прогулка, подвижные/спортивные игры на свежем воздухе (не менее) | 1,0 час | 1,0 час | 1,0 час |
Самоподготовка (выполнение домашних заданий) (не более) | 1,5 час | 2,0 час | 2,5 час |
Занятия по внеурочной деятельности, дополнительному образованию (не более) | 2,0 час | 2,0 час | 2,0 час |
Полдник | 15 мин | 15 мин | 15 мин |
Прогулка, подвижные/спортивные игры на свежем воздухе (не менее) | 1,0 час | 1,0 час | 1,0 час |
Свободная деятельность по выбору учащегося (не менее) | 1,0 час | 1,0 час | 1,0 час |
Таблица 6.3. Примерный режим работы групп продленного дня для обучающихся 1-х классов, функционирующей во второй половине дня
Вид деятельности | Продолжительность видов деятельности |
Прогулка, подвижные/спортивные игры на свежем воздухе (не менее) | 1,0 час |
Обед | 30 мин |
Дневной сон (не менее) | 1,5 час |
Самоподготовка (выполнение домашних заданий) (не более) | 1,0 час |
Занятия по внеурочной деятельности, дополнительному образованию (не более) | 2,0 час |
Полдник | 15 мин |
Прогулка, подвижные/спортивные игры на свежем воздухе (не менее) | 1,0 час |
Свободная деятельность по выбору учащегося (не менее) | 1,0 час |